Дело № 2-3340/2010 02 сентября 2010 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Октябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах К.В.В. к мэрии города Архангельска, Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Соломбальского района города Архангельска обратился в суд с иском в интересах К.В.В. к мэрии города Архангельска Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что К.В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать К.В.В. - М.Н.П. была лишена родительских прав в отношении него по решению Соломбальского районного суда г. Архангельска от Дата обезличена года, отец - К.В.В., по решению того же суда от Дата обезличена года также лишен родительских прав в отношении сына. По месту первичного выявления в г. Архангельске, приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска № 120 от Дата обезличена года за несовершеннолетним К.В.В. было закреплено право на жилое помещение по адресу: ....
После лишения матери К.В.В. родительских прав истец по путевке Департамента образования культуры и спорта №202/98 в 1996 году был направлен школу-интернат №3 (в дальнейшем переименована в ГОУ «Детский дом-школа № 6) где проживал и обучался по 2002 год включительно. После окончания школы из-за невозможности проживания по месту регистрации и отсутствия ремонта в данном жилом помещении, истец до 2006 года проживал у своей сестры М.А.В. в Плесецком районе Архангельской области.
Согласно заключения межведомственной комиссии назначенной и.о. Мэра города Архангельска от Дата обезличена года, по результатам обследования жилого помещения по ..., было установлено, что данное жилое является не пригодным для проживания, так как не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к жилому помещению и капитальному ремонту не подлежит. В 2006 году Октябрьским районным судом г. Архангельска К.В.В. был признан виновным в совершении преступления, осужден и помещен отбывать наказание назначенное судом в места лишения свободы. В ноябре 2009 года К.В.В. освободился. До настоящего времени жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, благоустроенное, пригодное для проживания истцу ответчиками не предоставлено, на учет для внеочередного получения жилого помещения, в нарушение требований закона, К.В.В. не поставлен.
На данный момент истец временно проживает с родителями супруги в жилом помещении не соответствующем санитарным нормам при этом имея регистрацию в доме непригодном для проживания, фактически не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться и проживать со своей семьей отдельно.
Просил обязать ответчика - мэрию города Архангельска, признать К.В.В. Дата обезличена года рождения, нуждающимся в получении жилого помещения, поставить его на учет для внеочередного предоставления жилой площади нуждающемуся и предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство финансов Архангельской области осуществить финансирование Министерства образования и науки Архангельской области для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению П.Н.С.
Обязать Министерство образования и науки Архангельской области перечислить бюджетные средства в бюджет МО "Город Архангельск".
В судебном заседании прокурор Р.А.В. уточнила исковые требования, просила обязать мэрию города Архангельска, признать К.В.В. Дата обезличена года рождения, нуждающимся в получении жилого помещения, поставить его на учет для внеочередного предоставления жилой площади нуждающемуся и предоставить К.В.В. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Обязать мэрию города Архангельска до предоставления К.В.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке для постоянного проживания, предоставить временное жилое помещение маневренного фонда города Архангельска.
Истец К.В.В. в судебном заседании уточенные заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям и доводам.
Представитель ответчика мэрии г.Архангельска Х.Я.В. не оспаривая права истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывает, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-«сирот», детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. В настоящее время предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным, при этом требование о предоставлении жилого помещения маневренного фонда не является спорным, и истцу уже были предложены жилые помещения данного типа для проживания.
Представитель Министерства Финансов Архангельской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, указав, что областным законом от 15.12.2009 г. № 118-9-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" утверждено "Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2010 год". Данным документом муниципальному образованию "Город Архангельск" на 2010 год предусмотрена субвенция в размере 11400,0 тыс. рублей. Таким образом, вопросы распределения указанных средств и вопросы постановки внеочередного учета находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласны с требованием, что жилое помещение должно быть предоставлено мэрией г. Архангельска, с остальными требованиями прокурора не согласны. Считают, что спор в части связанной с выделением средств из бюджетов различных уровней или перераспределением этих средств не подведомственен районному суду, в связи с чем, имеются все основания для прекращения производства по делу в части обязания министерства финансов Архангельской области осуществить финансирование министерства образования и науки Архангельской области и обязании перечислить денежные средства в бюджет МО «Город Архангельск».
Представитель Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, в суд не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства, представил письменный отзыв, в котором указал, что министерство образования, науки и культуры Архангельской области выполняет свои расходные обязательства по предоставлению денежных средств для приобретения жилья лицам, из числа сирот, а полномочия по их распределению переданы органам местного самоуправления.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Маймаксанского территориального округа Г.О.В. с заявленными требованиями прокурора в интересах К.В.В. согласна.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела установлено К.В.В. родился Дата обезличена года. Мать К.В.В. - М.Н.П. решением Соломбалского районного суда г.Архангельска от 25.07.1996 года и отец - К.В.В. решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от 24.11.1999 года лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего.
Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии ... Номер обезличен от Дата обезличена года за К.В.В. закреплено право на жилое помещение по адресу: ..., ..., ... ....
Согласно заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена года, созданной по распоряжению и.о. мэра ..., жилое помещение по адресу: ..., ..., ... ... признано не пригодным для проживания, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и капитальному ремонту не подлежит.
Жилое помещение, расположенное по адресу ..., ..., ... ..., является собственностью МО «Город Архангельск» Это жилое помещение ранее было предоставлено по договору социального найма, нанимателем которого была мать К.В.В. С детства истец проживал в указанной квартире. После лишения его матери родительских прав по путевке Департамента образования культуры и спорта №202/98 в 1996 году К.В.В. был направлен в школу-интернат № 3 (в дальнейшем переименован в ГОУ «Детский дом-школа №6»), где находился по 2002 год.
В связи с невозможностью проживать в квартире по месту регистрации истца, из-за отсутствия ремонта К.В.В. до 2006 года проживал у своей сестры - М.А.В. в Плесецком районе Архангельской области.
В 2006 году К.В.В. вернулся в г. Архангельск и совершил преступление, за что был осужден Октябрьским районным судом и помещен в места лишения свободы. Освободился К.В.В. в ноябре 2009 года.
В настоящее время К.В.В. временно проживает с родителями своей жены по адресу: ..., ... ... ... в жилом помещении не соответствующим санитарным нормам при этом имея регистрацию в доме непригодном для проживания, фактически не имеет закрепленного жилого помещения, в которое он мог бы вселиться и постоянно проживать со своей семьей. До настоящего времени жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, благоустроенное, пригодное для проживания истцу ответчиками не предоставлено, на учет для внеочередного получения жилого помещения, в нарушение требований закона, К.В.В. не поставлен.
Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, подтверждаются материалами дела. Таким образом, требование Прокурора о признании К.В.В. нуждающимся в получении жилого помещения, постановки на учет для внеочередного предоставления жилой площади нуждающемуся и предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Ссылка представителя ответчика о том, что в вынесенном решении суда должно быть также указано об обязанности Правительства Архангельской области выделить мэрии г.Архангельска денежные средства для покупки жилого помещения детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не может быть принята во внимание, поскольку сводится к иному толкованию закона.
С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
Требование прокурора Соломбальского района г. Архангельска об обязании мэрии г. Архангельска до предоставления К.В.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди для постоянного проживания предоставить ему временное жилое помещение маневренного фонда города Архангельска суд находит несостоятельным в силу следующего.
Как указывалось выше, К.В.В. на момент признания дома непригодным уже являлся совершеннолетним, местонахождение его было неизвестно. За 2007, 2008 года в администрацию Маймаксанского территориального округа г. Архангельска о предоставлении жилого помещения не обращался.
К.В.В. Дата обезличена г. был выписан смотровой ордер Номер обезличен на жилое помещение по адресу: 163022, ..., ..., ..., .... После осмотра предлагаемой жилой площади согласился ее занять. На заседании жилищной комиссии от Дата обезличена г. в предоставлении вышеуказанного жилого помещения было отказано в связи с наличием долга за жилищно- коммунальные услуги в размере 33541,94 рублей.
От Дата обезличена г. выписан смотровой ордер № 9 на жилые помещения по адресам: 163025, ... и ....
От комнаты по адресу ... К.В.В. отказался, комнату по адресу ... занять согласился. На заседании жилищной комиссии Дата обезличена г. в предоставлении данного жилого помещения было отказано, на основании статьи 59 ЖК РФ.
Таким образом, требование прокурора в данной части удовлетворению не подлежит, поскольку предоставление маневренного жилищного фонда может быть предоставлено только на основании личного заявления, с которым Истец с февраля 2010 г. по вопросу предоставления жилья не обращался.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Соломбальского района г. Архангельска в интересах К.В.В. к мэрии г. Архангельска, Министерству финансов Архангельской области, Министерству образования и науки Архангельской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать К.В.В., Дата обезличена года рождения, нуждающимся в получении жилого помещения.
Обязать мэрию города Архангельска поставить К.В.В., как нуждающегося, на учет для внеочередного предоставления жилой площади и предоставить К.В.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В остальной части исковых требований Прокурору Соломбальского района г. Архангельска в интересах К.В.В. отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационной представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2010 г.