Решение по делу № 33-3523/2017 от 03.03.2017

Судья Алексеев А.А.

Дело № 33-3523/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Савельева А.А., Мезениной М.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 апреля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования Администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09.01.2017 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Индустриального района г. Перми в интересах несовершеннолетнего К. к Департаменту образования администрации г. Перми удовлетворить:

обязать Департамент образования администрации города Перми предоставить К., ** года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми в группе 12-часового пребывания в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Савельева А.А., пояснения прокурора Зелениной М.В., поддержавшей возражения на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Индустриального района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего К., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему К. место в муниципальной дошкольной организации по месту жительства с учетом территориальной доступности, в группе 12-часового пребывания, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу

Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент образования Администрации г. Перми, указывая, что судом не установлены, не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом не исследовано наличие мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии со ст. 67 Закона об образовании в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В доказательства отсутствия свободных мест на территории района, в материалы дела были представлены письма из МДОУ Индустриального района г. Перми об отсутствии свободных мест. В доказательства отсутствия свободных мест на территории района, в материалы дела были представлены письма из МДОУ Индустриального района г. Перми об отсутствии свободных мест. Судом не исследовано наличие права на преимущественное предоставление места в дошкольном учреждении у законных представителей К., наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в ДОУ. Департаментом предоставлена информация о детях, имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ, согласно которой на момент рассмотрения дела, в регистре имеются 59 детей, отнесенных к льготной категории, не обеспеченных местами в ДОУ в связи с их отсутствием. Судом данная информация не оценена. Удовлетворение требования приведет к исполнению судебного акта Департаментом по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ г. Перми, в соответствии с которым, места (вновь создаваемые, а также освободившиеся) будут предоставляться родителю, имеющему на руках решение суда, а не лицу, имеющему преимущественное право. Считают необоснованным вывод суда в части установления срока предоставления места в МДОУ в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

От прокурора поступили возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).

Исходя из положений ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Красильникова М.Н. является матерью К. ** года рождения, они зарегистрированы по месту жительства на территории Индустриального района г. Перми по адресу: г. Пермь ул. ****.

Несовершеннолетний К. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, Красильникова М.Н. обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из писем отдела образования Индустриального района г. Перми № ** от 19.10.2016 года, Департамента образования администрации г. Перми № ** от 14.11.2016 года, следует, что место в детском саду К. будет предоставлено с учетом движения детей в реестре по дате рождения. Процедура комплектования МОУ на 2016-2017 учебный год завершилась. Местами в детских садах обеспеченны дети до 31.12.2013 года рождения и дети 2014 года рождения.

Судом установлено, что несовершеннолетний К., имеющий право на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, по состоянию на момент рассмотрения дела местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что право несовершеннолетнего К. на посещение дошкольного образовательного учреждения и получение бесплатных образовательных услуг нарушено, в связи с чем, удовлетворил требования прокурора, обязав Департамент образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетнему К., ** года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе 12-часового пребывания на территории г. Перми в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он как орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, каждый ребенок имеет с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения, при этом указал на то, что предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности. При отсутствии возможности предоставления места в дошкольном учреждении на территории района проживания истца допускается предоставление места в пределах муниципального образования "город Пермь".

Доводы жалобы о распределении мест в МДОУ в порядке очередности, судебной коллегией отклоняются, т.к. действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Ссылки ответчика на отсутствие у истца льгот для внеочередного предоставления ребенку места в МДОУ, нарушение прав иных детей, имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ, наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в ДОУ, следует признать не влекущими отмену решения суда.

Абзацем четвертым пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении бесплатного дошкольного образования.

В материалы дела ответчиком представлены справки об отсутствии свободных мест в 14 детских дошкольных образовательных учреждениях, однако сведения о том имеются ли свободные места в других детских дошкольных образовательных учреждениях как на территории индустриального района г. Перми, так и на территории других районов города, Департаментом образования Администрации г. Перми не представлено.

Доказательств того, что ответчиком предпринимались меры по устройству несовершеннолетнего К. в общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования, не представлено.

Определенный судом срок предоставления ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении является разумным. При этом установление срока исполнения решения суда в соответствии со ст. 206 ГПК РФ является правом суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 09.01.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования Администрации города Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3523/2017

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
05.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее