Решение по делу № 2-149/2018 ~ М-141/2018 от 12.07.2018

Дело № 2-149/2018                                                                                               

                                                                                                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2018 года                                                     село Кочево Пермский край

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи И.В.Шерстюкова,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: представителя истца Утробиной М.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Сизова В.В.,

представителя ответчика, администрации Кочевского муниципального района Петерсон В.Г.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Утробиной М. В. к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22 ноября 2018 года не законным, возложении обязанности восстановить в очереди на получение государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Утробина М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22 ноября 2016 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии с даты подачи первоначального заявления, с 14 июня 2006 года.

Свои требования мотивировал тем, что она состояла в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям после смерти супруга ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в категории «инвалиды».

Решением комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы в связи с неправомерным переоформлением очередности и смертью первоначального заявителя.

С данным решением она не согласна и считает его незаконным в связи с тем, что она имеет правовые основания для мер социальной поддержки и не может быть лишена права на ее получение исходя из факта смерти супруга до ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22 ноября 2016 года незаконным и восстановить ее в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.

Истец Утробина М.В. извещена, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель истца Утробина М.В. по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, дополнительно указав суду, что первоначально в очереди на получение жилищного сертификата состоял её супруг ФИО2 После смерти супруга учетное дело от 14.06.2006 года было переоформлено на нее с даты подачи заявления о постановке на учет супругом в категории «инвалиды». Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22.11.2016 года она была снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы в связи с неправомерным переоформлением очередности и смертью первоначального заявителя.

Считает данное решение незаконным, поскольку прямого запрета на правопреемство Федеральный закон № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, не содержал. Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22.11.2016 года незаконным и восстановить ее в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.

Представитель администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» Петерсон В.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно на основании заявления Утробиной М.В. и протокола жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22 мая 2007 года учетное дело оформлено на Утробину М.В. в категории «инвалиды». Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления социальной выплаты) сохраняется за членами его семьи. Данная формулировка ст. 1 Федерального закона вступила в силу 1 января 2012 года, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действующая на момент смерти ФИО2 редакция Федерального закона не предусматривала право членов семьи умершего участника на получение социальной выплаты. Считает, что истец был снят с учета обоснованно, решение вынесено законно.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО1, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв.

Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья был поставлен ФИО2 (супругу истца), который умер ДД.ММ.ГГГГ. Учетное дело от 14.06.2006 года было переоформлено на Утробину М.В. При этом указанное право на получение жилищной субсидии членами семьи умершего лица, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, возникло на основании Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2012 года.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральный закон № 125-ФЗ является составной частью жилищного законодательства Российской Федерации.

На основании частей 1, 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ одним из принципов жилищного законодательства является свободное осуществление гражданами своих жилищных прав в рамках предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Таким образом, нормы Федерального закона № 125-ФЗ носят императивный характер и их иное толкование противоречило бы основным началам жилищного законодательства.

Согласно частям 1, 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Данных случаев в Федеральном законе № 212-ФЗ не предусмотрено. В связи с чем, решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22.11.2016 года является правомерным и в отношении Утробиной М.В. должно было быть принято решение о снятии ее с учета.

Лица, участвующие в судебном заседании пояснили, что доказательства представлены полностью, иных доказательств по делу не имеется.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК РФ). В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статьи 2,17,18 и статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах. Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 названного Закона, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

         В силу ст. 5 Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела , первоначальным участником подпрограммы по заявлению от 14 июня 2006 года являлся ФИО2, который был поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категории «инвалиды», с составом семьи из одного человека, супруги Утробиной М.В. (л.д. 31). ФИО2 являлся инвали<адрес> группы, справка МСЭ ( л.д.56).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 4).

По заявлению Утробиной М.В. от 28.04.2007 года (л.д. 36), решением комиссии от 22.05.2007 года учетное дело ФИО2 в связи с его смертью переоформлено на ее супругу Утробину М.В. и переведено в категорию «инвалиды» по дате подачи первоначального заявления. (л.д. 41)

На момент переоформления очереди Утробина М.В. соответствовала всем условиям, предусмотренным Федеральным законом № 125-ФЗ.

Ежегодными заявлениями Утробина М.В. подтверждала свое право и желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 36, 37).

Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» от 22.11.2016 года , Утробина М.В. снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с неправомерным переоформлением очередности и смертью первоначального заявителя. (л.д. 13)

Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район» Утробина М.В. обратилась с иском в суд.

С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.

Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ вступил в действие с 01 января 2012 года (ст. 2 данного Закона).

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.

Согласно п.п. «з» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти.

Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин. При этом ни Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, ни упомянутое Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина. Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Положениями ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сняв Утробину М.В. с учета и исключив из списка участников подпрограммы, администрация муниципального образования «Кочевский муниципальный район» неправильно истолковала подлежащие применению нормы материального права, а именно ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона № 212-ФЗ, что привело к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции РФ, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии).

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

Следовательно, Утробина М.В., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его супруга до ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес> о том, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, являются несостоятельными, по изложенным выше основаниям. Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, - Российская Федерации является демократическим правовым государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2), и запрещающих принятие законов, отменяющихся либо умаляющих права и свободы человека (статья 55, часть 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.

Основания, по которым Утробина М.В. была снята с очереди и доводы соответчиков, позиция Министерства строительства и архитектуры Пермского края, обосновывающая неправомерное решение жилищной комиссии, не состоятельны, не учитывают положения статей 2, части 1 статьи 7, статей 17,18, части 1 статьи 19, статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Утробиной М.В. в полном объеме. Иное понимание не обеспечит беспристрастное правосудие, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, а право на судебную защиту будет носить декларативный характер.

         Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

         Иск Утробиной М. В., удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» от 22 ноября 2016 года о снятии с учета и исключения из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Утробину М. В., незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» восстановить Утробину М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку дер <адрес>, в списке граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды», по дате подачи первоначального заявления с ДД.ММ.ГГГГ вместо умершего супруга ФИО2, учетное дело .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья                                                                                                      И.В. Шерстюков

2-149/2018 ~ М-141/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Утробина Мария Васильевна
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального района
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Суд
Кочевский районный суд
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
12.07.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2018[И] Передача материалов судье
12.07.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2018[И] Предварительное судебное заседание
07.08.2018[И] Судебное заседание
07.08.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2018[И] Дело оформлено
22.10.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее