2-800/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.05.2016 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.,
при секретаре Окуловой С.А.,
с участием истицы ФИО1,
представителя ответчика ФИО8,
представителя третьего лица ФИО9,
рассмотрев в судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края о защите права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края, указывая, что решением сформированной ответчиком Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ей, как законному представителю несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 было отказано в распоряжении средствами материнского семейного капитала, права на которые подтверждены выданными детям государственными сертификатами. Заявляя, что указанное решение ответчика противоречит закону и существенно нарушает права ее несовершеннолетних детей, истица в порядке судебной защиты нарушенного права просит признать его незаконным и обязать ответчика направить средства материнского (семейного) капитала на частичное погашение ипотечного кредита, созаемщиками по которому выступают она и ее супруг ФИО4
В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала, в обоснование приводила доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности ФИО8, полагал, что иск ФИО1 подлежит отклонению, поскольку решение Комиссии является законными обоснованным. Дополнительно указал, что фактическим основанием к принятию оспариваемого решения послужило мнение Управления о том, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала на основании сертификатов, выданных детям, возможно лишь при условии приобретения исключительно в их собственность объектов недвижимого имущества жилого назначения.
Представитель участвующего в деле в статусе третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковском МР ФИО9 доводы и требования истицы поддержал.
Оценив содержание заявленных сторонами доводов, исследовав представленные доказательства, суд частично удовлетворяет иск ФИО1
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
В силу ч. 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" определен закрытый перечень оснований к отказу в удовлетворении заявления о распоряжении, одним из таких оснований является нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее соответственно - заявление о распоряжении, средства материнского капитала), а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского капитала, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, устанавливающие, в том числе, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Из пояснений участвующих в деле лиц и в результате исследования представленных письменных доказательств установлено следующее:
Вступившим в законную силу решением Чайковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родная одинокая мать которых – ФИО10 была лишена родительских прав, признаны усыновленными гражданами РФ ФИО1 и ФИО4, внесены соответствующие изменения в актовые записи о рождении детей, в том числе, в части их фамилий и отчеств, кроме того, имя малолетнего ФИО5, изменено на «ФИО7».
В связи с указанным юридически значимым фактом ФИО1 ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, удостоверяющий право истицы на получение материнского капитала в размере 453 026 рублей (л.д. 19). Из пояснений участвующих в деле лиц установлено, что средствами материнского семейного капитала, право на которые удостоверены указанным сертификатом, истица фактически распорядилась, соответствующая денежная сумма на основании решения ответчика была направлена на погашение обязательств созаемщиков ФИО1 и ФИО4 по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, имеющему целевое назначение - приобретение недвижимого имущества – земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 27-29).
В последующем, на основании решений Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, на имя малолетних ФИО7 и ФИО6, в связи с лишением их родной матери родительских прав были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал, соответственно серии № и № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющие право каждого ребенка на получение материнского (семейного) капитала в размере 226 513 рублей (л.д. 35, 37).
Истица, действуя в качестве законного представителя малолетних ФИО7 и ФИО6, обратилась к Ответчику с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, право на которые удостоверены сертификатами серии № и № от ДД.ММ.ГГГГ на аналогичные цели – исполнение обязательств созаемщиков ФИО1 и ФИО4 по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>. К заявлениям истица приложила документы, предусмотренные п.п. 6, 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 и п. 7 Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее соответственно - заявление о распоряжении, средства материнского капитала), а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского капитала, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н.
По результатам рассмотрения указанных заявлений и приложенных документов, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на основании подп. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", то есть ввиду нарушения установленного порядка подачи заявлений о распоряжении. В качестве фактических оснований для принятия анализируемого решения в протоколе изложены следующие обстоятельства:
- ФИО1 не обладает правом действовать в интересах малолетних ФИО7 и ФИО6 при решении вопроса о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, право на которые удостоверены сертификатами, выданными на имя детей;
- нотариальное обязательство о выделе долей в праве собственности содержит не актуальные сведения о характеристиках жилого помещения, на приобретение которого истица намерена направить средства МСК;
- Приказом ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований действующего законодательства разрешено распоряжение средствами МСК на частичное погашение обязательств по кредитному договору при условии последующего оформления в собственность детей не менее чем по 1/18 доли в праве собственности на жилое помещение. В протоколе изложено мнение о том, что денежные средства, права на которые подтверждены сертификатами, выданными на имя детей, могут быть направлены лишь на приобретение жилых помещений исключительно в их собственность.
Анализируя содержание оспариваемого решения, суд соглашается с заявленными истицей доводы, что указанные в нем основания для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала не предусмотрены в качестве таковых действующим законодательством.
Во-первых, исходя из системного толкования положений, закрепленных в ч.ч. 2 и 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" истица ФИО1, являясь усыновителем малолетних ФИО7 и ФИО6, обладает правом распоряжаться средствами материнского семейного капитала, право на которые удостоверены сертификатами, выданными на имя детей.
Во-вторых, предоставленное ФИО1 нотариальное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) не содержит в себе сведений об индивидуальных характеристиках того жилого помещения, которое супруги ФИО1 и ФИО4 обязались оформить в общую собственность, включая детей, за исключением его местонахождения: <адрес>
В-третьих, изложенные в оспариваемом решении суждения о незаконности Приказа ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР № от ДД.ММ.ГГГГ в части размера согласованных к передаче в собственность малолетних ФИО7 и ФИО6 долей, не основаны на положениях действующего законодательства. Конкретных норм права, подтверждающих позицию ответчика по анализируемому вопросу, в решении не изложено. Ни Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", ни Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862, нормативных предписаний, обосновывающих указанную позицию ответчика, не содержат.
Поскольку оспариваемым решением в отсутствие предусмотренных законом (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") оснований отказано в реализации права малолетних ФИО7 и ФИО6 на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, подтвержденного выданными на их имя сертификатами, суд усматривает фактические и правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения прав малолетних и их законного представителя.
Однако суд не усматривает достаточных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о возложении на ответчика обязанности направить средства материнского (семейного) капитала на частичное исполнение обязательств созаемщиков ФИО1 и ФИО4 по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>.
Из содержания оспариваемого решения следует, что при его принятии не учитывался факт распоряжения ФИО1 средствами материнского (семейного) капитала, удостоверенного выданным на ее имя государственным сертификатом серии №. Данные средства, исходя из установленных обстоятельств, были направлены на улучшение жилищных условий, в том числе, малолетних ФИО7 и ФИО6 Исходя из системного толкования положений, закрепленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ, предусмотренные им дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, могут быть реализованы однократно. Суд полагает, что данное обстоятельство в целях соблюдения баланса частных и государственных интересов подлежит учету Управлением Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края, уполномоченным в силу закона на принятие соответствующих решений, и с учетом факта признания незаконным оспариваемого решения возлагает на него обязанность повторно рассмотреть заявления истицы о распоряжении средствами материнского семейного капитала, права на которые удостоверены сертификатами, выданными на имя детей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края об отказе ФИО1 в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского семейного капитала, поданных от имени детей ФИО6 и ФИО7.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского семейного капитала, правами на которые обладают ФИО6 и ФИО7 в соответствии с сертификатами серии № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: