Дело № 2а-1547/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,
с участием: представителя административного истца по доверенности ФИО3,
административного ответчика Нестерова В.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю к Нестерову Владимиру Валерьевичу о взыскании задолженности (пени) по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю обратилась в суд исковым заявлением к Нестерову В.В. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу за 2015 год в общей сумме 4506,63 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявила письменный отказ от части административных исковых требований на сумму 1853 рубля 13 копеек, которые были списаны ДД.ММ.ГГГГ, в связи с Федеральным законом № 436-ФЗ в отношении налогоплательщика, а именно по налогу на имущество физических лиц за 2015 год -778 рублей 64 копейки (пеня), по транспортному налогу за 2015 год -1074, рубля 49 копеек (пеня). В указанной части требований истца производство по делу прекращено, о чём вынесено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика Нестеров Владимир Валерьевич ИНН 263505924846. В соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации он обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 391 кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик является собственником земельного участка расположенного по адресу: Земельные участки, строительный магазин - 355007, РОССИЯ, г Ставрополь, пер. Сиреневый, 4, земельный участок- 355029, <адрес>, пр-кт, Кулакова.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю произведено начисление по земельному налогу за 2015 г.-2653.50 руб. (пеня).
Расчет сумм налога подлежащих уплате налогоплательщиком, период его исчисления, а так же срок уплаты содержится в налоговом уведомлении, приложенном к заявлению.
В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации РФ уведомление направлено по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции. В сроки установленные законодательством, налогоплательщик сумму не оплатил.
В судебном заедании представитель истца по доверенности ФИО3 просила требования МИФНС в оставшейся части удовлетворить. Пояснила, что МИФНС России № по <адрес> было выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, где предлагалось налогоплательщику в добровольный срок оплатить до ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц за 2015 г.-778.64 руб. ( пеня), по транспортному налогу за 2015 г.- 1074.49 руб. ( пеня), по земельному налогу за 2015 г.- 2653.50 руб. (пеня).
Как следует из чек-ордеров, приложенных к возражению административного ответчика Нестерова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ - на общую сумму 71642.00 руб. ( налог )- по земельному налогу, где законодательный срок добровольного погашения за 2015 г. установлен до ДД.ММ.ГГГГ, однако, оплата была произведена не в срок. В связи с чем, была начислена пеня согласно пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах сборах для уплаты налога. Порядок расчета пени (величины, коэффициента), не может привести, поскольку её исчисление производится в автоматическом режиме. По какой причине не списана задолженность ответчика по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, также пояснить не могла.
Ответчик Нестеров В.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, просил отказать, представил возражения, в которых указал, что расчёт пени по земельному налогу за 2015 год в размере 2653,50 руб. административным истцом не представлен, в связи с чем, отсутствует возможность проверить его правильность. Число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты.
Земельный налог за 2015 год в размере 141642,00 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ был уплачен им двумя частями. Следовательно, пеня должна составлять, согласно его расчетам 2200,45 рублей, кроме того, она оплачена, согласно квитанции об оплате от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено судебное решение Октябрьским районным судом <адрес>, которым в удовлетворении иска налоговому органу было отказано. На период предъявления иска, также указывалось о начислении пени, ни только за рассматриваемый период, но и на момент предъявления требований.
Суд, исследовав письменные материалы, считает требования истца подлежащими оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц" от 09.12.1991г. №2003-1 Нестеров В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Данный налог ежегодно уплачивают собственники не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно п.9 ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество физических лиц" от 09.12.1991г. №2003-1 (в ред. От 27.07.2010 №229-ФЗ) данный налог ежегодно уплачивают не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно пункту 1 статьи 391 кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик является собственником земельного участка расположенного по адресу: Земельные участки, строительный магазин - 355007, РОССИЯ, г Ставрополь, пер. Сиреневый, 4, земельный участок- <адрес>
В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации РФ МИФНС было направлено налоговое уведомление по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Статья 126 п. 7 КАС РФ устанавливает, что к административному исковому заявлению прилагаются иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Статья 287 п. 5 устанавливает требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций - в административном исковом заявлении должны быть указаны размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
пунктом 6 статьи 289 КАС РФ предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Так, расчёт пени по земельному налогу за 2015 год в размере 2653,50 руб. административным истцом не представлен, в связи с чем у суда отсутствует возможность проверить его правильность, в связи с чем доказательства, послужившие основанием для взыскания пени по земельному налогу в размере 2653,50 руб. в деле отсутствуют.
Согласно требованиям п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письма Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административному ответчику следует уплатить Земельный налог за 2015 год в размере 141 642,00 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты, налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Из представленных квитанций следует, что сумма налога была внесена Нестеровым В.В. двумя частями: ДД.ММ.ГГГГ - в размере 71 642,00 рубля, ДД.ММ.ГГГГ- в размере 70 000,00 рублей. Таким образом, пеня должна быть рассчитана за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем обоснованно заявлено стороной ответчика и не опровергнуто представителем истца. Вместе с тем, правила и порядок расчета пени представитель истца не имел возможности представить суду, поясняя, что её исчисление производится в автоматическом режиме.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В своем заявлении административный истец просит взыскать задолженность по земельному налогу (пеня) на сумму 2653,50 рублей, по указанным выше требованиям с установлением сроков исполнения.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.
При этом абзацем 1 пункта 3 ст. 48 НК предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В Октябрьский районный суд <адрес> иск поступил ДД.ММ.ГГГГ, при этом административный истец не ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу (пени) в сумме 2653,50 рублей за 2015 год.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Сумма задолженности, заявленная ко взысканию с ответчика не превышает 3000 рублей.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Данные требования Налогового кодекса в полной мере согласуются с общими положениями гражданского законодательства об исчислении сроков исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 204 ГК РФ, со дня обращения в суд срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (в том числе, при подаче заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд - пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации применил закон по аналогии, сославшись на пункт 1 статьи 6 ГК РФ, и распространил общее правило, предусмотренное пунктом 3 статьи 204 ГК РФ, на случаи отмены судебного приказа (пункт 18 того же постановления Пленума).
Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.
Однако, в рассматриваемом деле данные правила об удлинении давностного срока неприменимы, поскольку обращение истца в суд за выдачей судебного приказа имело место за пределами установленного законом срока (пункт 2 статьи 48 НК РФ). Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.
Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций обязан проверить, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289).
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций обязан проверить, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено, уважительных причин пропуска срока не приведено.
Суд считает требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Ставропольскому краю к Нестерову Владимиру Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, о взыскании задолженности (пени) по земельному налогу за 2015 год в общей сумме 2653 рубля 50 копеек - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья подпись Н.М. Кузнецова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.