Дело № 2а-1044/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2016 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Кривобокове Р.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык к ОНДиПР Княжпогостского района о признании предписания ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранений нарушений требований пожарной безопасности незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык обратился в суд с административным иском к ОНДиПР Княжпогостского района о признании предписания ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранений нарушений требований пожарной безопасности незаконным.
В обосновании указано, что 16 сентября 2010 г. отделением надзорной деятельности и профилактической работы Княжпогостского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главною управления МЧС России но Республике Коми (далее - ОНДиПР Княжпогостского района) была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения ранее выданною предписания на объекте зашиты: Школа, расположенная по адресу: 169237. Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чиньяворык. уд, Ленина, д. 4. Правообладателем данного обтекла защиты согласно свидетельства о государственной регистрации права от 08.09.2012 серия 11 АА № 936861, является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст. Чиньяворык. По итогам, проведенной внеплановой выездной проверки, страшим инспектором ОНДиПР Княжпогостского района ФИО1, было выявлено ранее предложенное противопожарное мероприятие: «образовательная организация с числом учащихся до 270 человек располагается в двухэтажном здании с ненормируемым пределом огнестойкости строительных конструкций, чем нарушен пункт 1.23, таблица 6 Строительных норм и правил «Общественные здания и сооружения» СНиП 2.08.02-89*, утверждённых и введенных в действие с 91 января 1990 г. постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 № 78», и вновь предложено к исполнению до 01 августа 2017 г. С выдачей в адрес нашей школы очередного предписания ОНДиПР Княжпогостского района об устранении вышеупомянутого нарушения требования пожарной безопасности, принципиально не согласны. 16 декабря 2011 г. в отношении объекта защиты - Школа, расположенного по адресу: 169237, Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чиньяворык, ул. Ленина, д. 4, обществом с ограниченной ответственностью «Ростех-безопасность» были разработаны СТУ № 87 401 550 - 186/II-121, согласованные нормативно-техническим советом управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (письмо от 27.12.2011 № 2167-2-4-7). В большей части СТУ нами выполнены. Основным проблемным вопросом исполнения СТУ является обшивка стен и потолков всех помещений вторым слоем гипсокартона. Вместе с тем, выполнение с нашей стороны СТУ в полном объёме, не повлечёт безусловной отмены предписания ОНДиПР Княжпогостского района. В ходе исполнения СТУ на нашем объекте защиты была создана надёжная система обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. На основании договора № 16009-ПБ-0603 от 29 октября 2016 г., заключённого между нашей школой и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-сервисная фирма «АРМ» (ИНН 1102011966), имеющим аккредитацию МЧС России на проведение аудита пожарной безопасности (№ 11- ПБ/0003 от 28.03.2016), в период с 29 по 31 октября 2016 г. обществом с ограниченной ответственностью Производственно-сервисная фирма «АРМ» в отношении нашей школы проведена независимая оценка пожарного риска. По итогам проведённой независимой оценки пожарного риска, с учётом того, что величина индивидуального пожарного риска не превышает допустимых значений, здание и помещения школы, признаны соответствующими требованиям пожарной безопасности (зарегистрировано в ОНДиПР Княжпогостского района 01 ноября 2016 г. № 628). Таким образом, на сегодняшний день, МБОУ «СОШ» пет. Чиньяворык являясь де-факто собственником объекта защиты, выбирая персонально для себя аудит пожарной безопасности, по сути, подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Исходя из вышеизложенного, следует, что предписание ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности содержит избыточное требование о недопустимости эксплуатации школы в двухэтажном здании пятой степени огнестойкости.
Представитель административного истца – Казук З.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Пудов А.Э. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поводом для обращения МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык с данным административным заявлением послужило несогласие с предписанием отдела надзорной деятельности и профилактической работы Княжпогостского района Республики Коми № 122/1/1 от 16 сентября 2016 года, согласно которого МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык обязали в срок до 01 августа 2017 года устранить нарушения требования пожарной безопасности.
Согласно пункта 1 статьи 1 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Статьёй 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), а также следующие основные понятия: так пунктом 15 установлено, что объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности указанных объектов и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (далее - СТУ), подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ч. 1 ст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности определены в ст. 144 Технического регламента. К ним в частности относятся независимая оценка пожарного риска (п. 2 ч. 1), а также федеральный государственный пожарный надзор (п. 3 ч. 1).
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2016 года на основании распоряжения отдела надзорной деятельности Княжпогостского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Гласного управления МЧС Росси по Республике Коми от 14 сентября 2016 года № 122 проведена внеплановая проверка школы по адресу: Республика Коми Княжпогостский район пст. Чиньяворык, ул. Ленина, д. 4 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Чиньяворык в ходе, которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
16 сентября 2016 года старшим инспектором отделения надзорной деятельности и и профилактической Княжпогостского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми ФИО1 выписано предписание № 122/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно заключению ООО ПСФ «АРМ» № 16009-ПБ-0603/0005 «Об оценке риска на помещения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Чиньяворык, расположенного по адресу: РК, Княжпогостский район, ул. Ленина, д. 4, здание и помещения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Чиньяворык, расположенного по адресу: РК, Княжпогостский район, ул. Ленина, д. 4, соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Представитель административного ответчика был ознакомлен с заключением данной экспертизы, возражения не представил.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Проведено обследование объекта, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы.
Учитывая, что в Российской Федерации нормативными правовыми актами, которые устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, являются Технический регламент и Правила противопожарного режима. Однако в Техническом регламенте содержится большое количество отсылочных норм на нормативные документы по пожарной безопасности, которое даёт возможность согласования отступлений от требований пожарной безопасности. А нормативные документы по пожарной безопасности, к которым относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применяются исключительно на добровольной основе.
Роль правового регулирования в области пожарной безопасности состоит в том, чтобы государство и право выступали в качестве гаранта установленной обществом приемлемой для себя степени защищенности от пожаров с учётом всей совокупности политических, экономических и социальных условий. Правовое регулирование должно практически распространяться на все виды деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (независимо от форм собственности) и граждан.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что административным ответчиками не доказано обратное, суд признает за административным истцом право на удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, заявленные требования МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык к ОНДиПР Княжпогостского района о признании предписания ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранений нарушений требований пожарной безопасности незаконным подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования МБОУ «СОШ» пст. Чиньяворык к ОНДиПР Княжпогостского района о признании предписания ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранений нарушений требований пожарной безопасности незаконным удовлетворить.
Признать предписания ОНДиПР Княжпогостского района от 16.09.2016 № 122/1/1 об устранений нарушений требований пожарной безопасности незаконным.
Освободить ОНДиПР Княжпогостского района от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения 24 ноября 2016 года, путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд.
Судья О.Н. Мишина