Решение по делу № 2-43/2015 от 06.02.2015

Дело № 2 – 43/2015
РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

11 февраля 2015 года.

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Милютина А.А., с участием прокурора Сернурского района Протасова А.Ю., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Сердежское сельское поселение» Семенова А.В., при секретаре Сидоркиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в защиту интересов Российской Федерации о признании бездействия администрации муниципального образования «Сердежское сельское поселение» незаконным и возложении обязанности по проведению обработки персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с заявлением к администрации МО «Сердежское сельское поселение» о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по проведению обработки персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям, указывая, что прокуратурой Сернурского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции в администрации МО «Сердежское сельское поселение». В ходе проверки установлено, что в администрации поселения занимают должности муниципальной службы 3 граждан, вопреки требованиям закона администрацией поселения документарная проверка о наличии (отсутствии) судимостей муниципальных служащих не проводилась. Заявление обосновано ссылками на положения Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии коррупции», Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы», Указа Главы Республики Марий Эл «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Марий Эл, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению». Просит признать бездействие администрации МО «Сердежское сельское поселение», выразившееся в не проведении документарной проверки наличия (отсутствии) судимостей муниципальных служащих, и обязать в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда провести обработку персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям, в части требования действующего законодательства об отсутствии неотбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствия не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости.

В судебном заседании прокурор Сернурского района Протасов А.Ю. заявленные требования поддержал и привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Сердежское сельское поселение» Семенов А.В. с заявленными требованиями прокурора согласился.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Статьей 19 данного Федерального закона предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальными служащими, одним из которых является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 Федерального закона.

Таким образом, Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, связанные с нахождением на муниципальной службе, в виде осуждения гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения им должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

На основании п. 11 ст. 28 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве одной из основных мер по профилактике коррупции является проведение проверки в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством, в том числе, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы.

Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 года № 1065, определяется порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1) и соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (подпункт «в» пункта 1).

В соответствии с п. 2 названного Положения проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы.

В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6.2 Закона Республики Марий Эл от 31.05.2007 года № 25-ФЗ «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, осуществляется в порядке, определяемом Главой Республики Марий Эл.

Указом Главы Республики Марий Эл от 04.05.2012 года № 57 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Марий Эл, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления в Республике Марий Эл, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению.

Указанным Положением определен порядок осуществления проверки, в том числе, достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Проверка осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, и муниципальных служащих, замещающих любую должность муниципальной службы.

Проверка осуществляется должностными лицами кадровых служб органов местного самоуправления, уполномоченными на проведение проверки, по решению руководителя органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляющего полномочия представителя нанимателя (п. 4 Положения).

Из материалов дела следует, что в администрации МО «Сердежское сельское поселение» занимают должности муниципальных служащих 3 граждан – глава администрации ФИО9, главный специалист ФИО8 ведущий специалист ФИО7

Судом установлено, что прокуратурой Сернурского района проведена проверка соблюдения администрацией МО «Сердежское сельское поселение» законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в ходе которого выявлено, что администрацией поселения проверка о наличии (отсутствии) судимостей указанных муниципальных служащих не проводилась.

Изучение прокурором личных дел муниципальных служащих администрации сельского поселения показало, что в них отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям.

Поскольку Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, в виде осуждения гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения им должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а в случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, системный анализ указанных правовых норм позволяет прийти к выводу, что назначение гражданина на муниципальную службу является тем объективным критерием, которым обусловлена проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданином при назначении на муниципальную должность. Иное, противоположное толкование данных правовых норм, привело бы к невозможности реализации представителем нанимателя (работодателем) предоставленного ему законом права отказать гражданину, представившему недостоверные сведения, в приеме на муниципальную службу, а также расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим по инициативе работодателя в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Отсутствие у работодателя сведений о наличии либо отсутствии судимости не позволяет работодателю установить право работника на нахождение в занимаемой должности муниципального служащего при допуске последнего к работе.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО «Сердежское сельское поселение»,выразившееся в не проведении документарной проверки наличия (отсутствия) судимостей муниципальных служащих, является нарушением законодательства о муниципальной службе и может способствовать коррупционным проявлениям.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании бездействия администрации МО «Сердежское сельское поселение», выразившегося в не проведении документарной проверки наличия (отсутствии) судимостей муниципальных служащих, и возложении обязанности провести обработку персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям, в части требования действующего законодательства об отсутствии неотбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствия не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенной на администрацию МО «Сердежское сельское поселение» обязанности установить срок в один месяц с момента вступления решения в законную силу.

Поскольку в силу п. 9, п. 19 ст. 333.36 НК РФ прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с администрации МО «Сердежское сельское поселение» госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сердежское сельское поселение», выразившееся в не проведении документарной проверки наличия (отсутствии) судимостей муниципальных служащих.

Обязать администрацию муниципального образования «Сердежское сельское поселение» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести обработку персональных данных о судимости в пределах предоставленных полномочий в отношении муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям, в части требования действующего законодательства об отсутствии неотбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствия не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Милютин

2-43/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Другие
Администрация МО "Сердежское сельское поселение"
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
sernursky.mari.sudrf.ru
06.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2015Передача материалов судье
06.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2015Судебное заседание
11.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2015Дело оформлено
11.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее