09 ноября 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, признании незаконным приказа о расторжении контракта №-лс и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
с участием истца К, его представителей С, Ч, представителя ответчика А, помощника прокурора г. Кызыла Ооржак А.М.,
УСТАНОВИЛ:
К (с учетом уточнений) обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, признании незаконным приказа о расторжении контракта №-лс и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, указав, что приказом №-м от ДД.ММ.ГГГГ врио начальнику <данные изъяты> он был незаконно уволен с должности <данные изъяты> за грубое нарушение служебной дисциплины, также был с ним расторгнут контракт. В качестве основания увольнения указано нарушение дисциплины, на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы». Основанием увольнения послужило заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, по настоящее время не ознакомлен с материалами служебной проверки. Факт совершения аморального проступка не доказан. Основаниям для увольнения послужило, что он нарушил дисциплину, однако при каких обстоятельствах он нарушил дисциплину работодателем рассмотрено недостаточно, не учтены тяжесть проступка и обстоятельства при которых он был совершен. С должностной инструкцией К был ознакомлен по истечении пяти месяцев со дня заключения контракта, что является грубым нарушением со стороны работодателя. В момент ссоры с соседом он не находился при исполнении служебных обязанностей. При проведении служебной проверки не было учтено, что в отношении К не было возбуждено административное производство за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. В отношении истца не возбуждено уголовное дело, не подано никаких исков к нему. Комиссией, проводившей проверку представлена не полная информация о взысканиях и поощрениях истца, а также указанное обстоятельство не принято во внимание при принятии решения об увольнении. Работодатель при наложении на истца взыскания не учел соразмерность наказания в виде увольнения с тяжестью совершенного проступка, а также не учтено предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Считает увольнение незаконным и необоснованным.
Просит признать незаконным приказ врио начальника ФКУ <данные изъяты> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта и увольнении, восстановить на работе в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ <данные изъяты>; признать незаконной служебную проверку, заключение служебной проверки, проведенной в отношении истца и утвержденное врио начальника ФКУ <данные изъяты> ФИО ДД.ММ.ГГГГ; отменить дисциплинарное взыскание в виде увольнения за грубое нарушение служебной дисциплины, наложенное приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в размере 123000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, расходы за оказание юридических услуг в размере 50000 рублей.
Представителем ответчика представлено письменное возражение на иск, где указывает, что К был уволен в связи с грубым нарушением служебной дисциплины по п.п.6 п.2 ст.84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». По факту задержания сотрудниками полиции <данные изъяты> К и доставление в отделение МВД России Республики Тыва была назначена служебная проверка и утвержден состав комиссии по её проведению, ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ФКУ <данные изъяты> ФИО утверждено заключение о результатах служебной проверки. Материалами служебной проверки установлено и подтверждается нахождение в состоянии алкогольного опьянения в форменном обмундировании сотрудника УИС, нарушения общественного порядка младшим <данные изъяты> К, который в нарушение требований ст.13, ст.49 п.4 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы допустил грубое нарушение служебной дисциплины, а именно проступок, предусмотренный п.9 ч.3 ст.84 ФЗ №, выраженный в нахождении сотрудника в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Служба в системе исполнения наказания является особым видом государственной службы, законодатель, определяя правовой статус сотрудников системы исполнения наказаний, установил для этой категории граждан особые требования к их личным качествам и особые обязанности. К допустил нарушение требований ст.7 п. «к», ст.8,13,14 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и государственных служащих УИС, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 5.2 Контракта о службе в УИС, выразившееся в подрыве авторитета УФСИН России по Республике Тыва, что вызывает сомнения в добросовестности выполнения им служебных обязанностей и не совместимо с дальнейшем прохождением службы в уголовно-исполнительной системе. Увольнение К произведено на законных основаниях, процедура увольнения не нарушена, с материалами служебной проверки, представлением к увольнению, приказом об увольнении истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ под роспись. Просят отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
В судебном заседании истец К и его представители Ч, С, действующие по ордеру, требования поддержали, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
В судебном заседании представитель ответчика А, действующая по доверенности, с иском не согласилась, по основаниям, указанным в возражениях, просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с пунктом 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
К видам федеральной государственной службы относятся, в частности: служба в органах внутренних дел, установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которые названы в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"…
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы в силу части первой статьи 24 указанного закона являются лица из числа работников уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, в силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации применяется в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закона N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, который регламентирует Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Согласно статьи 97 вышеуказанного Федерального закона №197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба исполнения наказаний в лице начальника <данные изъяты> полковника ФИО1 заключило с К контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, срок действия контракта 5 лет.
Согласно п.1 предметом Контракта является: прохождение службы в уголовно-исполнительной системе: <данные изъяты>.
В соответствии с п.3 срок действия контракта 5 лет.
Согласно п.п. 5.1 – 5.4 указанного контракта сотрудник обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе и Контрактом; соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок; честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой должности обязанности; нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств.
Пунктом 6 контракта предусмотрены дополнительные условия: соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, появление сотрудника на службе и в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является грубым нарушением дисциплины и нарушением условий контракта.
Пунктом 8 контракта предусмотрены основания досрочного расторжения контракта (в том числе грубое нарушение дисциплины сотрудником).
Согласно выписке из приказа <данные изъяты> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ рядовой внутренней службы К назначен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом 11000 рублей. На основании рапорта, представления к перемещению по службе.
Приказом №л/с от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут контракт и уволен со службы <данные изъяты> К по п.п. 6 п.2 ст.84 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Основанием указано заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № вн. №
В соответствии с п 6 ч.2 ст. 84 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Согласно ст.52 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
В силу ст. 54 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом врио начальника ФКУ <данные изъяты> ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ по факту задержания сотрудниками полиции в состоянии алкогольного опьянения младшего <данные изъяты> К в соответствии с приказом ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» создана комиссия по проведению служебной проверки.
В объяснении от ДД.ММ.ГГГГ К указал, что после службы его забрали друзья, с которыми он посидел, когда возвращался домой, то сделал замечание соседу, находившегося на улице. Сосед на его замечания не реагировал, только стал кричать на него. Потом он поругался с соседом, который позвонил в полицию, и сотрудники полиции забрали его в горотдел для выяснения обстоятельств ссоры, затем в 06-00 часов приехал оперуполномоченный <данные изъяты> и забрал его для дальнейшего выяснения дел.
По результатам служебной проверки комиссией составлено заключение, утвержденное врио начальником ФКУ <данные изъяты> ФИО ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника <данные изъяты> поступил рапорт от капитана внутренней службы ФИО2, дежурного помощника <данные изъяты> из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 04 час. 30 мин. поступила информация от помощника оперативного дежурного УФСИН России по РТ о том, что <данные изъяты> К задержан сотрудниками полиции и доставлен в нетрезвом виде в отделение МВД России по РТ. Информация была доведена до оперуполномоченного оперативного отдела <данные изъяты> капитана внутренней службы ФИО4, который выехал в отделение МВД России по РТ с целью проверки полученной информации, установлено, что К был задержан при попытке проникновения в дом, расположенный по <адрес> находился в состоянии опьянения, одет был в форменное обмундирование сотрудника уголовно-исполнительной системы, выражался нецензурными словами в адрес хозяина дома. В результате произошедшего от гражданина ФИО5 поступило заявление о привлечении к ответственности К. После дачи объяснений К был доставлен в оперативный отдел <данные изъяты> для дальнейшего разбирательства, проведено медицинское освидетельствование в ГБУЗ РТ «Реснаркодиспансер» на предмет наркотического и алкогольного опьянения в отношении К
По результатам освидетельствования получено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым у К установлено алкогольное опьянение.
От начальника УМВД РФ по РТ получен ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть УМВД России по г.Кызылу сотрудниками ОППС в ходе обслуживания сообщения о проникновении неустановленного лица в частный дом был доставлен К в состоянии алкогольного опьянения, при доставлении последний находился в форме сотрудника УФСИН, при себе имел служебное удостоверение. Материал по данному факту был направлен в Кызылский МСО СУ СК России по Республике Тыва, для принятия решения по существу.
Вследствие нахождения в состоянии опьянения в форменном обмундировании сотрудника УИС, нарушения общественного порядка <данные изъяты> К нарушены требования
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проводится служебная проверка.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах ФСИН России урегулирована Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п. 2, 5, 14, 16, 19, 21, 22, 25 указанной Инструкции проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения …; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - дисциплинарный проступок). В случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении после назначения проверки в заключении о результатах служебной проверки выводы о виновности либо невиновности указанного сотрудника не делаются. Решение о проведении проверки принимается … директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников, проходящих службу в УИС. Приказ о проведении проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам. Комиссия состоит из трех и более сотрудников. Проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим, информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. По окончании проверки комиссией подготавливается заключение, состоящее из описательной и распорядительной частей, оформленных в соответствии с п.п.24, 25 Инструкции которое подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим.
В силу п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Согласно ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность. Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются, в частности несоблюдение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Решение о проведении служебной проверки принято полномочным лицом – врио начальника ФКУ <данные изъяты> ФИО
О создании комиссии по проведению служебной проверки по факту задержания сотрудниками полиции в состоянии алкогольного опьянения <данные изъяты> К, врио начальника ФКУ <данные изъяты> ФИО был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
С приказом о создании комиссии и проведении служебной проверки К ознакомлен под роспись.
В соответствии с п.п. 4, 6 Приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 198 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" задачами проверки являются полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения дисциплинарного проступка; подготовка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; выработка рекомендаций, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка; разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных. При проведении проверки должны быть установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Проведение служебной проверки, заключение которой оспаривается К, осуществлялось комиссией, в полномочном составе.
В ходе служебной проверки были получены объяснения от К, капитана внутренней службы ФИО4, получен ответ на запрос начальника УМВД РФ по г.Кызылу, представлен рапорт <данные изъяты> ФИО2, получено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении К
Согласно рапорта <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ около 04 час. 30 мин. поступила информация от оперативного дежурного УФСИН России по РТ ФИО3 о том, что <данные изъяты> К задержан сотрудниками полиции и доставлен в нетрезвом виде в отделение МВД России по РТ. Оперуполномоченный оперативного отдела <данные изъяты> капитана внутренней службы ФИО4 выехал в отделение МВД России по РТ с целью проверки полученной информации, который сообщил, что К в состоянии алкогольного опьянения перелез через забор во двор дома расположенного по адресу: <адрес>, пытался проникнуть в дом, при этом выражался нецензурными словами в адрес хозяина дома. В результате произошедшего от гражданина ФИО5 поступило заявление о привлечении к ответственности К, после чего К был доставлен в ГБУЗ РТ «Реснаркодиспансер» для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Из направления от ДД.ММ.ГГГГ, выданного оперуполномоченным оперативного отдела <данные изъяты> капитана внутренней службы ФИО4 следует, что просит провести медицинское освидетельствование в отношении К на предмет наркологического и алкогольного опьянения, в связи с поступившим в отношении него заявления, с целью возбуждения уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ от ФИО5
Согласно Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении К установлено состояние опьянения.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ исх№ начальника УМВД России по г.Кызылу следует, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть УМВД России по г.Кызылу в ходе обслуживания сообщения о проникновении неустановленного лица в частный дом был доставлен К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состоянии алкогольного опьянения. При доставлении данный гражданин был в форме сотрудника УФСИН, при себе имел служебное удостоверение на имя К Материал по данному факту был направлен в Кызылский МСО СУ СК России по РТ, для принятия решения по существу.
В указанных действиях К комиссия усмотрела нарушение и ненадлежащее исполнение им пункта «к» ст.7, ст.ст.8,13,14 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, п.5.2 Контракта о службе в УИС, должностной инструкции, п.9 ч.3 ст.84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а именно нахождение сотрудника в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения в форменном обмундировании сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Данные действия явились следствием личной недисциплинированности, халатное отношение к своим служебным обязанностям <данные изъяты> К,
С учетом изложенного комиссия пришла к выводу о мере дисциплинарной ответственности К в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы за грубое нарушение служебной дисциплины, подрывающей авторитет государственной службы.
С заключением о результатах служебной проверки К был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Суд приходит к выводу, что заключение о результатах служебной проверки в отношении К основано на собранных доказательствах, соответствует требованиям закона.
Вопреки доводам истца с заключением о результатах служебной проверки К был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № является законным и обоснованным, в связи с чем исковое требование К о признании незаконной проверки и заключения о результатах служебной проверки необоснованным(незаконным), не подлежит удовлетворению.
Из данных листа собеседования следует, что ДД.ММ.ГГГГ К разъяснено, что по результатам служебной проверки за нарушение служебной дисциплины, он подлежит увольнению из уголовно-исполнительной системы по п.п. 6 п.2 ст.84 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; разъяснены последствия увольнения.
С последующим представлением к увольнению по вышеуказанному основанию, К ознакомлен.
В соответствии с подпунктами 8, 13 ч.1 ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Согласно статьи 13 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с подпунктами «ж», «к» п.8 Приказа ФСИН РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы" сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС.
Вышеуказанные нормативные акты регламентируют условия и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Обязательства служить в органах ФСИН России на условиях и с соблюдением требований указанных нормативных актов предусмотрены пунктами № контракта, заключенного между УФСИН России по Республики Тыва и К ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> К он обязан во время службы выполнять требования приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих» (п.28), соблюдать правила ношения формы одежды (п.29), в неслужебное время вести себя с достоинством и честью, не допускать нарушения общественного порядка и недостойных проступков (п.30).
С должностной инструкцией К ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Как было указано, приказом №л/с от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут контракт и уволен со службы <данные изъяты> К по п.п. 6 п.2 ст.84 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии со статьей 50Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесение изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными правилами (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 21-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2749-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2190-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 159-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 766-О).
При назначения дисциплинарного наказания, как полагает суд, работодатель учел тяжесть проступка, поведение истца в ситуации, требующей от него безусловного соблюдения норм действующего законодательства, предыдущее поведение сотрудника, при том что к сотрудникам уголовно-исполнительной системы предъявляются повышенные требования, к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, соблюдению законов, обусловлена задачами, принципами организации и функционирования данной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, ее проходящих.
При таких обстоятельствах, поскольку имелись основания для увольнения и учитывая, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушен, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным приказа врио начальника ФКУ <данные изъяты> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении контракта и увольнении, восстановлении на работе в должности <данные изъяты> <данные изъяты>; признании незаконной служебную проверку, заключение служебной проверки, отмене дисциплинарное взыскания в виде увольнения за грубое нарушение служебной дисциплины, наложенное приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 123000 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, судебных расходов, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление К к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, признании незаконным приказа о расторжении контракта №-лс и увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 16 ноября 2018 года (с учетом выходных дней 10, 11 ноября 2018).
Судья Е.Н.Боломожнова