Дело № 2а-5381/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2016 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Мезелевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Предеин Г.В. к Управлению Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в признании гражданином РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Предеин Г.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит, с учетом уточнений, признать незаконным заключение УФМС РФ по <адрес>, связанные с отказом вынесения решения о признании его гражданином РФ и обязать ответчика выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что Предеин Г.В. обратился в УФМС РФ по г. Севастополю с заявлением о проведении проверки наличия, либо отсутствия у него гражданства РФ, к заявлению было приложено вступившее в законную силу решение Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя с октября 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что установление факта его проживания на территории города Севастополя, положения ст. 4 Федерального Конституционного Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" являются безусловными основаниями для признания его гражданином РФ.
Административный истец Предеин Г.В., его представитель Волосатова В.А. административный иск поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Рыль А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что считает действия административного ответчика законными, в удовлетворении административного иска просила отказать в полном объеме, приобщила к материалам дела заключение по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии гражданства РФ у Предеин Г.В.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам инарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно решения Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № заявление Предеин Г.В. об установлении юридического факта постоянного проживания на территории города Севастополя удовлетворено, установлен факт постоянного проживания заявителя на территории г. Севастополя в период с октября 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что Предеин Г.В. ДД.ММ.ГГГГ подал в УФМС РФ по г. Севастополю заявление о подтверждении принадлежности к гражданству РФ.
Из письма УФМС РФ по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведенной проверкой установлено, что Предеин Г.В. гражданином РФ не является, что также указано в заключении специалиста - эксперта отдела по вопросам гражданства, убежища и реадмисии УФМС России по г. Севастополю №/онг/2015.
Законом Украины от 11 декабря 2003 года №1382 «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине», действовавшим на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года, предусмотрена регистрация (перерегистрация) по месту жительства и регистрация по месту пребывания на территории административно-территориальной единицы в пределах Украины. В соответствии со ст. 6 данного Закона граждане Украины, а также иностранцы или лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, обязаны на протяжении 10 дней по прибытию на новое место жительства зарегистрироваться по месту жительства.
Согласно ст. 3 вышеуказанного закона, действовавшего до 18 марта 2014 года, под местом проживания понимается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в год.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Российской Федерации от 05.06.1993 года №5241-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О гражданстве РФ" Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Согласно п. 14 и п. 14.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 года N 64 (в действующей редакции), основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы ФМС. При осуществлении полномочий по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в числе прочего, проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.
Согласно п. 15 Административного регламента, процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.
В соответствии с п. 15.1 Административного регламента заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель, согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.
Пунктом 15.2 Административного регламента определены сведения, которые должны содержаться в заявление. Указано, что сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 15.4 Административного регламента, исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.
При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.
Согласно п. 15.5 Административного регламента, срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).
В силу п. 15.6 Административного регламента, по результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа, которое может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением ч. 7 ст. 4 ФЗ "О гражданстве РФ".
В соответствии со ст. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325 (в действующей редакции), при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Как усматривается из заключения, УФМС России по г. Севастополю при его вынесении основывалось на представленных заявителем доказательствах: решении Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта постоянного проживания на территории г. Севастополя, объясненийПредеин Г.В., справкой с места обучения, копий паспорта.
При этом в заключении указано, что заявителем в ходе проведения проверки не было предоставлено документального подтверждения наличия официальной трудовой деятельности, документального подтверждения сведения о нахождении детей на территории города Севастополя, о наличии постоянной регистрации на территории города Севастополя и снятии с регистрационного учета и фактического проживания в г.Севастополе.
Кроме того, проанализированы представленные Предеин Г.В. документы, и им дана соответствующая оценка:
- копия паспорта свидетельствует о том, что заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: Украина, <адрес>, б-р Юности,4-100;
- справка с места обучения, согласно которой заявитель с 2012 г. по настоящее время обучается в Крымском федеральном университете им. Вернадского В.И. свидетельствует о том, что граждане Украины и лица без гражданства, ранее постоянно проживавшие на территории других областей Украины и временно выехавшие за пределы своих регионов в Республику Крым и г. Севастополь до ДД.ММ.ГГГГ в связи с обучением считаются временно отсутствующими гражданами Украины на период получения образования.
Также УФМС России по г.Севастополю в рамках проведения проверки были истребованы сведения о пересечении заявителем границы, сделаны соответствующие запросы начальнику ООДУУП и ПДН УМВД России по г. Севастополю для проверки предоставленных документов, получены ответыи вынесено мотивированное заключение по результатам проверки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что проверка принадлежности к гражданству РФ в отношении Предеин Г.В. по его заявлению Управлением ФМС России по <адрес> проведена по существу в полном объеме, с оценкой всех предоставленных заявителем документов, ее результаты надлежащим образом доведены до сведения заявителя, заключение вручено истцу в судебном заседании, возможность обжалования в установленном порядке предоставлена, тем самым права и законные интересы заявителя не нарушены и не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Таким образом, из представленных доказательств судом не усматривается противоправность действий административного ответчика в части вынесения заключения по проведенной проверки об определении наличия или отсутствия гражданства РФ, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Доводы административного истца и его представителя о том, что проверка проведена без учета положений Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" опровергаются заключением №6722/онг/2015, содержащее анализ положений норм закона.
Доводы административного истца об обязанности административного ответчика выдать паспорт гражданина РФ, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Таким образом, суд не является компетентным органом в области гражданства и не может принимать решение о принадлежности административного истца к гражданству Российской Федерации и соответственно об обязывать УФМС России по г. Севастополю выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Предеин Г.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 15.01.2016 г.
Судья Ю.С. Степанова