Дело № 2-10503/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2015 г. Прикубанский райсуд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Бостановой С.Б.,
при секретаре Рейзовой Ю.Ю.,
с участием представителей истца Беспаловой Е.И., Палина Д.А.
представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» Сергиевской И.С.
представителя администрации МО г. Краснодар Сыкало Е.Е.
третьего лица Перочинникова С.В.
представителя ответчика Алиева Р.Р. по ст. 50 ГПК РФ Чернявской В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беспаловой Р.Ч. к Алиеву Р.Р. о снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Беспалова Р.Ч. обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Росреестра», Алиеву Р.Р. об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установив их в координатах, определенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом истец сослалась на то, что ей принадлежит на праве собственности недвижимое имущество: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Данный участок принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет кадастровый номер №. Реализуя свои права собственника земельного участка, Беспалова Р. Ч., построила на вышеуказанном земельном участке жилой дом. В ходе строительства жилого дома и оформления документов на него, истцу стало известно, что его земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером № Согласно выписке из ЕГРП, собственником данного участка является Алиев Р.Р.. Данный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже земельного участка истца. Границы участка, согласно сведений публичной кадастровой карты, уточнялись в ДД.ММ.ГГГГ.?Как видно из схемы взаимного расположения земельных участков, земельный участок с кадастровым номером № полностью перекрывает доступ к земельному участку истца, в связи с чем, истец не имеет возможности осуществлять правомочия собственника по пользованию своим земельным участком. В силу сложившегося порядка пользования, доступ на земельный участок истца осуществлялся с той стороны, с которой в настоящее время расположен участок Алиева Р. Р. Таким образом, существующие границы земельного участка с кадастровым номером № определены с нарушением требований вышеуказанной нормы земельного кодекса
Впоследствии истец изменила исковые требования, просила снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №
В судебном заседании представители истца подтвердили доводы, изложенные в исковом заявлении и настаивали на измененных исковых требованиях, просили снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №
Ответчик Алиев Р.Р. неоднократно извещенный по последнему известному месту жительства в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил, документов в опровержение доводов истца не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием адвоката, действующего в его интересах в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Адвокат, действующий в интересах Алиева Р.Р. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что другими полномочиями она не наделена.
Представитель администрации МО г. Краснодар в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо Перочинников С.В. пояснил суду, что является собственником соседнего участка и не возражает против удовлетворения измененных исковых требований.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебном заседании не возражала против удовлетворения измененных исковых требований.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истцу принадлежит на праве собственности недвижимое имущество: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет кадастровый номер №
Впоследствии истцу стало известно, что его земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером №
Согласно выписке из ЕГРП, собственником данного участка является Алиев Р.Р., его участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже земельного участка истца.
В соответствии с схемой взаимного расположения земельных участков, земельный участок с кадастровым номером № полностью перекрывает доступ к земельному участку истца, в связи с чем, истец не имеет возможности осуществлять правомочия собственника по пользованию своим земельным участком.
В силу сложившегося порядка пользования, доступ на земельный участок истца осуществлялся с той стороны, с которой в настоящее время расположен участок Алиева Р.Р.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № была допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в указании неправильном определении местоположения границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с заявлением о внесении изменений в сведения ГКН о земельном участке Алиева P.P., письмом от ДД.ММ.ГГГГ во внесении соответствующих изменений было отказано.
Частью 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3).
Согласно статье 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Описание местоположения границ земельного участка отнесено к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования. Межевой план представляется в орган кадастрового учета при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, государственном кадастровом учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (статьи 22 и 37 Закона о кадастре недвижимости).
Требования к содержанию межевого плана определены в статье 38 Закона о кадастре недвижимости. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2).
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9).
В статье 39 Закона о кадастре недвижимости (части 1 - 3) предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом такого согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (часть 7 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости).
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания (часть 11 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пп. 1 п. 22 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
На основании статьи 37 Федерального закона N 221-ФЗ результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8 статьи 38).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38).
Однако, такого согласования в отношении границ земельного участка Алиева Р. Р. с истцом не проводилось ни при постановке земельного участка на кадастровый учет, ни при последующем уточнении его границ.
Как видно из схемы взаимного расположения земельных участков (согласно данных публичной кадастровой карты, размещенной на сайте http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/), корректировка границ, о которой заявляет истец не затрагивает права третьих лиц, поскольку земельный участок с кадастровым номером № имеет общие границы с иными землепользователями только с одной стороны. С остальных сторон данный участок граничит с землями МО г. Краснодар, в составе которых земельные участки не сформированы.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ).
Таким образом, существующие границы земельного участка с кадастровым номером № определены с нарушением требований закона.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Беспаловой Р.Ч. к Алиеву Р.Р. о снятии с кадастрового учета земельного участка – удовлетворить.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в течение месяца через Прикубанский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий