Строка № 208а Дело № 2а-771/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года п. Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
при секретаре Сундуковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-771/2018 по административному иску прокурора Рамонского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Фролову Р. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами административного ответчика, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии ..... категорий <.......>» и обязать его сдать вышеуказанное водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рамонского района Воронежской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Фролову Р. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами административного ответчика, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии ..... категорий «<.......>» и обязании его сдать вышеуказанное водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что Фролов Р.А., ... года рождения, зарегистрированному по адресу: ..... согласно представленной ОГИБДД ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области карточки операций с водительским удостоверением, 23.04.2009 года выдано водительское удостоверение серии ..... категорий «<.......> сроком действия до 23.04.2009 года. В свою очередь, в соответствии с данными, представленными БУЗ ВО «Рамонская районная больница», Фролов Р.А. состоит под диспансерным наблюдением у врача <.......> с мая 2003 года с диагнозом «<.......> и имеет противопоказания к управлению транспортными средствами. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для прекращения права Фролова Р.А. на управление транспортными средствами по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. В соответствии с ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст.ст. 23 и 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами. В силу требований ч.ч. 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)) являются противопоказаниями к управлению транспортным средством. Кроме того, при определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей автотранспортных средств являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности (водители автомототранспортных средств) являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. В ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Таким образом, имеющийся у Фролова Р.А. диагноз «<.......>.», исходя из положений ст.ст. 23.1, 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», следует расценивать как противопоказание к управлению транспортными средствами (как основание для прекращения права на управление транспортными средствами). При установлении факта запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления ими противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с изложенными нормами международного права, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами. Ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Наличие у Фролова Р.А. права на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, поскольку может привести к нарушению ответчиком Правил дорожного движения, возникновению дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Воронежской области Лютикова И.Н. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила суд об их удовлетворении в полном объеме.
Административный ответчик Фролов Р.А. в судебном заседании не признал заявленные прокурором Рамонского района Воронежской области исковые требования, пояснений по поводу предъявленного к нему иска суду не дал.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах, препятствующих явке, суд в известность не поставил.
Представитель заинтересованного лица БУЗ ВО «Рамонская районная больница», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах, препятствующих явке, суд в известность не поставил.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области и БУЗ ВО «Рамонская районная больница», извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.
Выслушав объяснения помощника прокурора Рамонского района Воронежской области Лютиковой И.Н., ответчика Фролова Р.А., исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные прокурором Рамонского района Воронежской области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управления транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», раздела II Перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством относится, в том числе: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).
На основании Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
Судом установлено, что прокуратурой Рамонского района Воронежской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки прокуратурой было выявлено, что административному ответчику Фролову Р.А., ... года рождения, 23.04.2009 года выдано водительское удостоверение серии ..... категорий «<.......>» сроком действия до 23.04.2019 года.
Как усматривается из сообщения врача психиатра-нарколога БУЗ ВО «Рамонская районная больница» фио1 от 23.08.2018 года ., Фролов Р.А., ... года рождения, состоит под диспансерным наблюдением у врача <.......> с мая 2003 года с диагнозом <.......> был взят под наблюдение после осмотра <.......> в Рамонской ЦРБ, где ему был поставлен диагноз «<.......>». <.......> Требования Приказа Минздрава РФ № 1034н от 30.12.2015 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», не выполняет, основания для снятия его с диспансерного наблюдения отсутствуют. Имеются противопоказания к управлению им транспортными средствами.
При таких обстоятельствах, поскольку у Фролова Р.А. выявлено заболевание, которое в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, суд приходит к выводу, что имеются достаточные правовые основания для прекращения действия права ответчика на управление транспортными средствами.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Рамонского района Воронежской области исковые требования, прекратив действие права управления транспортными средствами Фролова Р.А. с обязанием его передать водительское удостоверение на его имя серии ..... категорий <.......>», выданное ему 23.04.2009 года, в ОГИБДД ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Рамонского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Фролову Р. А. удовлетворить в полном объеме.
Прекратить действие права управления транспортными средствами Фролова Р. А., ... года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ......
Обязать Фролова Р. А. сдать водительское удостоверение на его имя серии ..... категорий <.......>», выданное ему 23.04.2009 года, в ОГИБДД ОМВД России по Рамонскому району Воронежской области.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда через Рамонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Попов