Решение по делу № 2-763/2016 от 02.03.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.04.2016 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Остроуховой Н.С., с участием истца Прокопьева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-763/2016 по иску Прокопьева ФИО7 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, ссылаясь в обоснование иска на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 870 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», №40817810604900317040, которым он пользуется с 1986 года, что подтверждается членской книжкой садовода. В декабре 2015 года постановлением СГО №40817810604900317040 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для коллективного садоводства, данные о каких-либо обременения отсутствуют. В связи с обращением его в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о переоформлении земельного участка кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 870 кв.м в собственность, ему было отказано с указанием, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится во II поле зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения.

В судебном заседании истец Прокопьев А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просил признать незаконным решение – письмо Комитета по управлению имуществом и правовой работе администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ исх. №40817810604900317040 об отказе в переоформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 870 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», №40817810604900317040.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, согласно которому исковые требования Прокопьева А.Н. не признает в полном объеме.

Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставление в собственность граждан участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленным Федеральным законом.

Сведения об ограничении в обороте земельного участка также подтверждаются путем внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.

Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Прокопьев А.Н. является членом <адрес> с 1986 года, что подтверждается книжкой члена СНТ, пользуется земельным участком №125 с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 870 кв.м.

Постановлением главы Сысертского городского округа от 09.06.2006 №40817810604900317040 <адрес>» предоставлены земельные участки в собственность за плату.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Сысертского городского округа № 3436 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Прокопьеву А.Н.

Земельный участок №<адрес>» с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 870 кв.м поставлен на кадастровый учет, согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для коллективного садоводства, данные о каких-либо обременениях отсутствуют.

Таким образом, истцу принадлежит исключительное право приобретения земельного участка в собственность за плату, поскольку Прокопьев А.Н., начиная с 1986 года, пользуется данным земельным участком.

При разрешении спора ответчик в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства того, что земельный участок подлежит ограничению в обороте и не может быть предоставлен истцу в собственность.

Суду не представлено описания границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием, а также каких-либо картографических обозначений, позволяющих установить удаленность спорного участка от уреза воды, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.

При отсутствии такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В силу ч. 4 названного Закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В настоящем случае, как следует из содержания имеющегося в материалах настоящего дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, сведения об обременениях, в том числе о нахождении его в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в нем отсутствуют.

Кроме того, решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 №40817810604900317040 "О зоне санитарной охраны Нижне-Сысерсткого водохранилища и режиме ее содержания" противоречит Санитарным правилам и нормам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Пунктами 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 479-1111 установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов является Министерство природных ресурсов Свердловской области. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 479-1111 утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, производится приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (по проектам зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения) и Министерством здравоохранения Свердловской области (по проектам округов санитарной или горно-санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Вместе с тем границы зон санитарной охраны Нижне-Сысерсткого водохранилища Министерством природных ресурсов Свердловской области в установленном законом порядке не утверждались.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002.

Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты> или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

При этом в материалы дела не представлены доказательства того, что решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 опубликовано в установленном порядке.

С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что участок расположен в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем участок является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность, суд признает необоснованными, поскольку они не подтверждены допустимыми и бесспорными доказательствами.

Аналогичные положения были предусмотрены и в ст. 66 Конституции Российской Федерации – России" (принятой ВС РСФСР 12.04.1978), согласно которой, закон, предусматривающий ограничение прав граждан, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31.10.1995 N 8, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.).

В соответствии с решением исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения по верхней границе – 45 км от водозабора, по боковой граница – по обоим берегам р. Сысерти и её притоков до верхней границы на расстоянии 500 м от летне-осенней межени.

Согласно действующим требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на водоемах граница удалена по акватории во все стороны от водозабора на 3 км при наличии нагонных ветров до 10 % и 5 км., если ветров более 10 %. Боковые границы определяются при равнинном рельефе местности не менее 500 м.; при пологом склоне - 750 м; при крутом склоне – не менее 1000 м.

Таким образом, поскольку решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 "О зоне санитарной охраны Нижне-Сысерсткого водохранилища и режиме ее содержания" противоречит Санитарным правилам и нормам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, следует руководствоваться последними, т.е. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Кроме того, необходимо отметить, что Администрация Сысертского городского округа при утверждении правил землепользования и застройки Сысертского городского округа руководствовалась именно СанПиН 2.1.4.1110-02 (ч. 3 ст. 91 правил землепользования и застройки Сысертского городского округа).

При рассмотрении дела в суде ответчиком не были представлены доказательства (заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Свердловской области), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцов испрашиваемого земельного участка.

Из кадастрового паспорта земельного участка №40817810604900317040 с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 870 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>», усматривается, что данный земельный участок отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для коллективного садоводства и, как установлено в судебном заседании, не содержит ограничения в обороте.

Таким образом, доводы о нахождении данного земельного участка в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не основаны на законе.

Поскольку судом установлено, что в настоящее время земельный участок состоит на кадастровом учете, а также, учитывая, что ответчик не доказал законность вынесенного им отказа в предоставлении в собственность земельного участка истцу а также то, что данный отказ нарушает права истца на приобретение земельного участка в собственность за плату, оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокопьева ФИО5 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Сысертского городского округа в предоставлении земельного участка в собственность за плату с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 870 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для коллективного садоводства, находящийся по адресу: <адрес> №40817810604900317040.

Признать за Прокопьевым ФИО6 право на предоставление в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 870 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для коллективного садоводства, находящийся по адресу: <адрес> №40817810604900317040.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья:                           Мурашов А.С.

2-763/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокопьев А.Н.
Ответчики
Администрация СГО
Другие
КУМИ Администрации СГО
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
sysertsky.svd.sudrf.ru
02.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2016Передача материалов судье
02.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2016Судебное заседание
11.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее