Решение по делу № 33-19074/2016 от 04.10.2016

Судья Никитина А.В. Дело № 33-19074/2016

Учет № 064г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 ноября 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,

судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.,

при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан ФИО1 на решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 17 августа 2016 года, которым постановлено:

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Ислямова М.И. периоды работы в должностизаместителя главного врача по лечебной части <данные изъяты> с 06.02.1995 по 28.05.1997 в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца; в должности заместителя главного врача по медицинской части <данные изъяты> с 04.01.2000 по 31.01.2008; период службы в Вооруженных Силах СССР с 25.05.1985 по 12.06.1987.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан в пользу Ислямова М.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2 в поддержку доводов жалобы, объяснения истца Ислямова М.И. и его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ислямов М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан о включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении пенсии.

В обоснование своих требований истец указал, что 2 февраля 2016 года он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика ему в этом было отказано ввиду отсутствия требуемого специ­ального стажа.

С данным отказом истец не согласен, считает, что исчисление указанного стажа ответчиком произведено неверно. Поэтому, с учетом уточнения исковых требований, он просил суд возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж медицинской деятельности периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 25 мая 1985 года по 12июня1987года, периодов работы в <данные изъяты> с 6 февраля 1995 года по 28 мая 1997 года в должности заместителя главного врача по лечебной части в льготном исчислении как год работы за год и 3 месяца трудового стажа, с 29 мая 1997 года по 3января2000года (за исключением 28 ноября 1998 года и 11 октября 1999 года) в должности врача анестезиолога-реаниматолога в льготном исчислении из расчета год работы за год и 6 месяцев трудового стажа, с 4 января 2000 года по 31 января 2008 года в должности заместителя главного врача по медицинской части и назначению досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается, на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала.

Истец и его представитель с доводами жалобы ответчика не согласились, считая их необоснованными.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из материалов дела следует, что 2 февраля 2016 года истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением ответчика от 18 марта 2016 года ...., с учетом изменений, внесенных решением от 9 августа 2016 года за этим же номером, в назначении пенсии Ислямову М.И. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 16 лет 1 месяц 10 дней. При этом перечисленные выше спорные периоды работы и службы, за исключением зачтенного в календарном порядке периода работы истца в <данные изъяты> с 29 мая 1997 года по 3января2000года (кроме 28 ноября 1998 года и 11 октября 1999 года) в должности врача анестезиолога-реаниматолога, в специальный стаж истца ответчиком включены не были.

Разрешая спор суд, исходя из возникших правоотношений и закона, подлежащего применению к данным отношениям, пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж истца периодов работы в <данные изъяты> с 6 февраля 1995 года по 28 мая 1997 года в должности заместителя главного врача по лечебной части в льготном исчислении как год работы за год и 3 месяца трудового стажа, с 4 января 2000 года по 31 января 2008 года в должности заместителя главного врача по медицинской части в этом же учреждении и периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 25 мая 1985 года по 12 июня 1987 года.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона (далее – Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии (далее – Правила).

В разделе «Наименование учреждений» пункта 1 Списка предусмотрены больницы всех наименований, а в разделе «Наименование должностей» врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

Согласно подпункту «а» пункта 5 правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Как видно из трудовой книжки истца, а также справки работодателя от 15 февраля 2016 года ...., в оспариваемые в апелляционной жалобе пенсионного органа периоды с 6 февраля 1995 года по 28 мая 1997 года и с 4 января 2000 года по 31 января 2008 года истец осуществлял свою трудовую деятельность в названном выше лечебном учреждении в должности заместителя главного врача с осуществлением совместительства на 0,5 ставки в должности врача-стоматолога и врача анестезиолога-реаниматолога палаты анестезиологии-реанимации соответственно.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о включении указанного периода работы в специальный медицинский стаж истца, отнеся его к предусмотренной Списком категории врачей-руководителей учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.

Имеющаяся в жалобе ответчика ссылка на пункт 4 приведенных Правил, согласно которому в случае осуществления работы в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей, на правильность принятого решения не влияет.

Из смысла данного пункта Правил следует, что им регулируются вопросы зачета в стаж лечебной деятельности периодов работы в отношении лиц, занятых в течение неполного рабочего времени и совмещающих несколько должностей. В данном же случае оценка пенсионных прав Ислямов М.И. регламентируется специальной нормой по отношению к врачам-руководителям (их заместителям), предоставляющей им право на досрочное назначение пенсии по старости при выработке ими 30-летнего специального стажа и при условии одновременного занятия ими врачебной деятельностью. При этом законодатель не оговаривает ее объем, устанавливая главное требование – выработку нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.

Довод жалобы ответчика о том, что период работы Ислямова М.И. с 4 января 2000 года по 31 января 2008 года отражен работодателем на индивидуальном лицевом счете без льготного кода, не может повлечь за собой отмену обжалуемого решения в данной части, так как обязанность предоставления указанных сведений в орган пенсионного фонда лежит на работодателе и ненадлежащее исполнение такой обязанности не может служить основанием для отказа в зачете оспариваемых периодов работы истца в его специальный стаж при наличии у него такого права.

Включая в специальный стаж истца период его службы в Вооруженных Силах СССР, суд учел, что согласно данным военного билета, он проходил военную службу по призыву с 25 мая 1985 года по 12июня1987года.

В указанный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1959 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение), подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 года и Определение № 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии условие о выработке 2/3 специального стажа не было соблюдено являются несостоятельными, поскольку с учетом спорных периодов работы истца, зачтенных в его специальный стаж в судебном порядке, стаж его лечебной деятельности на указанную дату составлял более 16 лет и 8 месяцев.

В целом изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.

Поскольку неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 17 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аксубаевском районе Республики Татарстан ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-19074/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ислямов М.И.
Ответчики
УПФР в Аксубаевском районе РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
03.11.2016Судебное заседание
11.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее