Дело № 2а-2657/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.,
при секретаре Талышовой Р.С.,
с участием: представителя административного истца Иванова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ,
у с т а н о в и л:
прокурор Краснохолмского района Тверской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице с электронным адресом https://spravki-vam.pro; https://sprawka- moscow.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства, и в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлены интернет-страницы, расположенные по сетевому адресу: https://spravki-vam.pro; https://sprawka-moscow.org. На указанных интернет-страницах размещена информация о продаже в дистанционной форме медицинских справок и заключений, без явки в медицинскую организацию и прохождения соответствующих осмотров, обследований, в том числе справок о состоянии здоровья несовершеннолетних. Так на указанных сайтах размещена информация о продаже медицинской справки 086/у, которая в соответствии с приложением № 20 к приказу Минздрава РФ от 15 декабря 2014 года № 834н заполняется в отношении абитуриентов, поступающих в образовательные организации высшего, среднего профессионального образования, несовершеннолетних 15-17 лет, поступающих на работу), а также других справок в школу, в бассейн для ребенка, иных справок и медицинских заключений. Вход на указанные сайты свободный, не требует регистрации, ознакомиться с содержанием Интернет-страниц может любой Интернет- пользователь. Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотра сайтов от 21 сентября 2019 года, снимками экрана с отображением информации, содержащейся на сайтах. Согласно ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организация имеет право выдавать справки, медицинские заключения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Такой Порядок установлен приказом Минздравсоцразвития России от 02 мая 2012 года №441н, в соответствии с которым справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 2). В случае необходимости оказания медицинской помощи для выдачи справки, медицинского заключения в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования справки и медицинские заключения выдаются гражданам при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования(п. 4). Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами- специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (п. 7). Таким образом, наличие в свободном доступе на указанных сайтах предложений по получению медицинских справок и заключений без личного обращения к медицинского работнику и без медицинского осмотра, в том числе, в отношении несовершеннолетних, представляет угрозу жизни и здоровья граждан в случае получения медицинских документов об отсутствия заболеваний лицами, не имеющими права по состоянию здоровья на получение таких справок. Статей 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развития» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью. За нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, ст. 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность (ч.1, ч.3 ст. 327 УК РФ). Таким образом, информация, направленная на предоставление возможности приобретения медицинских справок и заключений без личной явки в медицинскую организацию и прохождения медицинского осмотра путем оформления онлайн-заявки и доставки нарушает запреты, установленные федеральным законодательством, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний. Наличие в свободном доступе на интернет-ресурсе по указанному электронному адресу информации нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца Иванов Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.
В силу ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организация имеет право выдавать справки, медицинские заключения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Такой Порядок установлен приказом Минздравсоцразвития России от 02 мая 2012 года №441н, в соответствии с которым справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п. 2). В случае необходимости оказания медицинской помощи для выдачи справки, медицинского заключения в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования справки и медицинские заключения выдаются гражданам при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования (п. 4). Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (п. 7).
Таким образом, наличие в свободном доступе на указанных сайтах предложений по получению медицинских справок и заключений без личного обращения к медицинского работнику и без медицинского осмотра, в том числе, в отношении несовершеннолетних, представляет угрозу жизни и здоровья граждан в случае получения медицинских документов об отсутствия заболеваний лицами, не имеющими права по состоянию здоровья на получение таких справок.
Статей 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развития» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью.
Судом установлено, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на выявление и пресечение нелегальной деятельности по продаже медицинских справок и заключений без явки на комиссию. 21 сентября 2019 года был произведен осмотр страниц Интернет-сайтов с адресами https://spravki-vam.pro; https://sprawka- moscow.org.
Указанные Интернет-страницы содержит сведения о продаже медицинской справки 086/у, которая в соответствии с приложением № 20 к приказу Минздрава РФ от 15 декабря 2014 года № 834н заполняется в отношении абитуриентов, поступающих в образовательные организации высшего, среднего профессионального образования, несовершеннолетних 15-17 лет, поступающих на работу), а так же других справок в школу, в бассейн для ребенка, иных справок и медицинских заключений.
В силу п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 подп. «б» Правил основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на страницах Интернет-сайтов с адресом https://spravki-vam.pro; https://sprawka- moscow.org.
Согласно информации ООО «Регистр доменных имен «РЕГ.РУ» информацией об администраторе доменных имен не обладает.
Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
С учетом изложенных обстоятельств в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление прокурора Краснохолмского района Тверской области, поданное в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на страницах с электронными адресами: https://spravki-vam.pro; https://sprawka- moscow.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Тверской области для включения сетевого адреса, содержащего информацию, распространение которой в РФ запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 23 октября 2019 года.
Председательствующий И.Ю. Райская