Решение от 17.07.2015 по делу № 2-649/2015 от 22.05.2015

Дело № 2- 649/2015г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2015г. г. Аша

Ашинский городской суд города Аши Челябинской области в составе

председательствующего судьи Чистяковой Л.А.

при секретаре Федеряевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по исковому заявлению администрации Ашинского муниципального района об уменьшении исполнительского сбора установленного постановлением судебного пристава исполнителя

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Ашинского муниципального района обратилась в суд с исковым заявлением об уменьшении до 37500 рублей исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя Ашинского ГОСП от <дата>. по исполнительному производству № <номер> от <дата>

В обоснование заявленного требования истец указал, что решением Ашинского городского суда от <дата> на администрацию Ашинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению Куликовой И.А. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 12 кв.м., в <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета. Указанное решение <дата> года вступило в законную силу. Исполнительное производство было возбуждено <дата> года. Судебным приставом-исполнителем Ашинского ГОСП Моисеенко Ю.П. <дата> было вынесено постановление о взыскании с администрации Ашинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Полагают, что администрация проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от должника по характеру обязательства. В период с <дата> года по <дата> года администрацией было проведено 2 открытых аукциона в электронной форме на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приобретенные на аукционах жилые помещения были распределены между детьми-сиротами, в отношении которых судебные решения состоялись ранее. Кроме того, рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения превышает рыночную стоимость, установленную Единым тарифным органом Челябинской области, в связи с чем, поиск жилого помещения, отвечающего всем установленным, в том, числе и ценовым требованиям, затруднен. <дата> было вынесено Постановление администрации Ашинского района Челябинской области <номер> «О предоставлении жилья».

В судебном заседании представитель истца <ФИО>8, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что решение суда фактически выполнено, поскольку согласно протоколу от <дата> Куликовой И.А. квартира приобретена, / л.д. 8/

Судебный пристав – исполнитель Ашинского ГОСП Манкеева Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.31).

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Романенкова Н.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласна. Суду пояснила, что решение суда администрацией Ашинского муниципального района в установленный законом срок не исполнено, что является основанием для взыскания исполнительского сбора. С заявлением о приостановлении исполнительного производства должник не обращался. Закон не относит к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам нарушение обязательств со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (представлен отзыв л.д.15-17)

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 2.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику установлен 5 дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу положений ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно части 6 статьи 112 ФЗ № 229 должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", вступившим в силу с 10 января 2014 года, размер данного сбора с должника- организации увеличен до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ № 299 –ФЗ « Об исполнительном производстве» суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств- ст. 401 ГК РФ. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а так же уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера установленного ч. 3 указанной статьи.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, относятся сведения и данные о том, обращался ли должник при отсутствии свободных площадей и необходимых денежных средств с ходатайством об отсрочке его исполнения, а в представительный орган- с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на приобретение такого жилья, наличие вины и степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, решением Ашинского городского суда от <дата>. на администрацию Ашинского муниципального района возложена обязанность предоставить Куликовой И.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м., в <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета (л.д. 11- 12).

Решение вступило в законную силу <дата> года, а <дата> года судебным приставом-исполнителем Ашинского ГОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № <номер> ( л.д.9), которое должником - администрацией Ашинского муниципального района не оспорено.

<дата> года судебным приставом- исполнителем Ашинского ГОСП Моисеенко Ю.П. было вынесено постановление о взыскании с администрации Ашинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ( л.д. 10).

Установленный ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, не учитывает длительность процедур связанных с отыскиванием соответствующего жилого помещения, предусмотренных соответствующими нормативными актами регламентирующими последовательность действий и оформлением жилищных прав граждан,

Согласно Закону № 131 –ФЗ «Об органах местного самоуправления» муниципальное образование Ашинский муниципальный район не имеет на своем балансе и в собственности какого-либо жилья, не занимается строительством такового. В соответствии с решением суда жилым помещением администрация Ашинского муниципального района обеспечивает взыскателя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета Челябинской области.

В соответствии с постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 30.09.2014 N 39/1 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения муниципальным образованиям Челябинской области на четвертый квартал 2014 год» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, которой органы местного самоуправления обязаны руководствоваться при приобретении жилых помещений за счет средств областного бюджета, установлена в размере 29108 рублей для г. Аши.

Вместе с тем, реально сложившаяся рыночная стоимость одного квадратного метр общей площади жилого помещения превышает рыночную стоимость, установленную указанным выше постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области». Согласно мониторингу стоимости однокомнатных квартир в г. Аше цена 1 кв. м. общей площади жилого помещения составляет в среднем 38 882,49 руб. В связи с этим поиск жилого помещения, отвечающего всем установленным, в том числе и ценовым, требованиям, затруднен и занимает много времени.

С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно подпункту 3 части 1 статьи 1 указанного нормативного акта заключение гражданско-правового договора, предметом которого является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования, осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных названным Федеральным законом. В соответствии с частью 2 статьи 59 того же закона и с учетом распоряжения Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» при приобретении жилого помещения заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Согласно ч. 1 ст. 59 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Таким образом, обязанности администрации Ашинского муниципального района в рамках подготовки к заключению договора купли-продажи жилого помещения ограничиваются только размещением информации о проведении электронного аукциона и доведения её до неограниченного круга лиц. Более того, согласно ст. 46 указанного ФЗ проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя.

В период с <дата> по <дата>. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района было проведено 2 открытых аукционов в электронной форме (<номер> от <дата>., <номер> от <дата> на покупку квартир в <адрес>. Согласно протокола заседания комиссии по вопросам приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, от <дата> одна из приобретенных квартир, по адресу: <адрес> была предоставлена Куликовой И.А. (л.д.8) <дата> было вынесено постановлении администрации Ашинского муниципального района Челябинской области <номер> «О предоставлении жилья» (л.д.7)

Администрация Ашинского муниципального района является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом. Финансирование носит целевой характер и осуществляется в меру установленных планов, при условии соблюдения финансового режима и под финансовым контролем. Заявки на обеспечение средствами выполняются с учетом механизма финансирования целевых программ, к которым относится, в том числе, приобретение жилых помещений для детей-сирот. Согласно информации Финансового управления администрации Ашинского муниципального района Ашинский муниципальный район являете высокодотационной территорией, поскольку собственные доходы составляют менее 30 %. (л.д. 28). Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, создает угрозу сбалансированности бюджета.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 августа 2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Анализ действующего законодательства РФ, включая нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

На основании вышеизложенного и учитывая степень вины должника, его имущественное положение, длительность неисполнения судебного акта ( 1 месяц считая со дня возбуждения исполнительного производства), суд приходит к выводу, что администрация Ашинского муниципального района предприняла достаточные меры. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями администрации Ашинского муниципального района.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229- ФЗ « Об исполнительном производстве», ст. 194-198, 438, 441 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ 37500 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░ <░░░░>

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.

2-649/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация АМР
Ответчики
ГОСП
УФССП по ЧО
Суд
Ашинский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
asha.chel.sudrf.ru
22.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
26.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2015Подготовка дела (собеседование)
19.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2015Судебное заседание
21.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее