Копия
Дело № 2-89/2-88/2-87/2-86/2-85/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года село Октябрьское
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Востряковой Е.Н.,
с участием прокурора Дроженко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района к администрациям Никольского сельского поселения, Подовинного сельского поселения, Чудиновского сельского поселения, Борового сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, включить услугу по предоставлению земельных участков в реестр муниципальных услуги,УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрациям Подовинного сельского поселения, Никольского сельского поселения, Борового сельского поселения, Чудиновского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территориях указанных поселений, включить услугу по предоставлению земельных участков в реестр муниципальных услуг. В обоснование иска указав, что в ходе проверки было установлено, что указанными сельскими поселения не исполняется законодательство, а именно не разработан административный регламент предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, что нарушает права граждан на получение муниципальной услуги в сфере земельных отношений.
В судебном заседании помощник прокурора Дроженко И.Н. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители Подовинного сельского поселения, Никольского сельского поселения, Борового сельского поселения, Чудиновского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в ходе подготовки пояснили, что согласны с исковыми требованиями, проекты регламентов ими подготовлены и находятся на проверке.
Суд, с учетом мнения явившихся сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора, полагавшего о необходимости удовлетворения исковых требований, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с п.6 ст.43 указанного закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.3, частью 2 которой предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Отмеченные положения Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ вступили в законную силу с 01.03.2015 года.
Правилами землепользования и застройки сельских поселений на администрации сельских поселений возложены полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.7-64 том 1, л.д.л.д.7-65 том 3, л.д.44-123 том 4).
Частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Таким образом, реализация администрацией поселений полномочий, возложенных статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ, в том числе по предоставлению юридическим и физическим лицам в постоянное пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность бесплатно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для целей не связанных со строительством, должна осуществляться путем оказания муниципальных услуг.
Исходя из требований ст.ст.6,13 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Однако, как достоверно установлено в судебном заседании административные регламенты оказания муниципальных услуг Подовинным сельским поселением, Никольским сельским поселением, Боровым сельским поселением, Чудиновским сельским поселением, не разработаны и не утверждены (л.д.5 том 1, л.д.5 том 4, л.д.6 том 3). Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что администрациями указанных сельских поселений в нарушение требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 года не приняты меры по включению услуг в обозначенной сфере в реестр муниципальных услуг. Доказательств обратного в судебное заседание также не представлено.
Отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территориях указанных поселений, и не включение услугу по предоставлению земельных участков в реестр муниципальных услуг создает непреодолимые препятствия для выполнения предусмотренных главой V Земельного кодекса РФ процедур по приобретению прав на земельные участки, нарушает права неопределенного круга лиц в сфере земельных отношений.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Подовинного сельского поселения, Никольского сельского поселения, Борового сельского поселения, Чудиновского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территориях указанных поселений, о включении услуги по предоставлению земельных участков в реестр муниципальных услуг, подлежат удовлетворению.
Суд, с учетом объема необходимых работ, отсутствия финансовых затрат, учитывая требования разумности и справедливости, приходит к выводу об отсутствии необходимости установления срока для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрации Никольского сельского поселения, Чудиновского сельского поселения, Борового сельского поселения, Подовинного сельского поселения <адрес>, разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, расположенные соответственно на территориях указанных сельских поселений, включить услугу по предоставлению земельных участков в реестр муниципальных услуги.Решение может быть в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А. Приходько