Дело № 2- 37/2019
Мотивированное решение в окончательной форме
изготовлено 01 апреля 2019 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2019 года город Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
судьи Мараковой Ю.С.,
при секретаре Чернышевой Т.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нижней Туры, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нижнетуринского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» о защите экологических прав,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нижней Туры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Нижнетуринского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» о защите экологических прав. В обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой города Нижней Туры на основании обращения ФИО6 в марте 2018 года проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов. В ходе проверки установлено, что администрация Нижнетуринского городского округа является собственником комплексов очистных сооружений, расположенных по адресам: город Нижняя Тура, ул. Набережная, 40а; г. Нижняя Тура, Объездной проезд, д. 3 (далее - очистные сооружения). На основании концессионного соглашения от 13.10.2015, заключенного между администрацией Нижнетуринского городского округа и ООО «РКС», ООО «РКС» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, водоочистку, очистку сточных вод на территории г. Нижняя Тура. В процессе производственной деятельности ООО «РКС» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, канализационно-насосных станций и канализационных сетей, а также сброс сточных вод после очистки с очистных сооружений (два выпуска) в р.Тура. Вместе с тем, вопреки требованиям экологического законодательства ООО «РКС» осуществляет сброс сточных вод в реку Тура с превышением установленных нормативов качества. Одной из причин превышения показателей качества сточных вод является неудовлетворительное состояние очистных сооружений. С учетом изложенного, деятельность ООО «РКС» противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 4, 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, важным компонентом которой являются поверхностные водные объекты, тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать незаконными бездействие администрации Нижнетуринского городского округа и ООО «РКС» по обеспечению работы централизованной системы водоотведения в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями, обязать администрацию Нижнетуринского городского округа осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации для строительства или реконструкции очистных сооружений, после чего осуществить финансирование и организовать работу по строительству или реконструкции (по проекту) очистных сооружений и объектов системы водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод с соблюдением установленных нормативов загрязняющих веществ.
Впоследствии прокурор от требований к ООО «РКС» отказался, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании помощник прокурора Шустов А.В. просил принять уточнение исковых требований согласно которых просил обязать администрацию Нижнетуринского городского округа и Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа в срок не позднее 12 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию с получением положительного экспертного заключения для строительства или реконструкции очистных сооружений в зависимости от технического состояния и фактического износа очистных сооружений, расположенных по адресам: г.Нижняя Тура ул.Набережная, д.40а, г.Нижняя Тура Объездной проезд, д.3. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель администрации Нижнетуринского городского округа и Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа Гембель А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных исковых требований ООО «РКС» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в силу действующего процессуального законодательства РФ, имеет право обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пп. 4, 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 10 Закона "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения, организации осуществляющие водоотведение принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем водоотведения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Нижней Туры проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов.
В ходе проверки установлено, что администрация Нижнетуринского городского округа является собственником комплексов очистных сооружений, расположенных по адресам: город Нижняя Тура, ул. Набережная, 40а; г. Нижняя Тура, Объездной проезд, д. 3 (далее – очистные сооружения).
На основании концессионного соглашения от 13.10.2015, заключенного между администрацией Нижнетуринского городского округа и ООО «РКС», ООО «РКС» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, водоочистку, очистку сточных вод на территории г.Нижняя Тура. В процессе производственной деятельности ООО «РКС» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, канализационно-насосных станций и канализационных сетей, а также сброс сточных вод после очистки с очистных сооружений (два выпуска) в р. Тура. Согласно приложению концессионного приложения от 13.10.2015 износ трубопроводов и большей части насосного и технологического оборудования насосных станций и очистных сооружений составляет от 49,4% до 100%.
В июле 2017 года проводилась проверка очистных сооружений отделом технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля», согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области №12-12-01/94-ГК от 04.07.2017. На основании протоколов количественного химического анализа вод от 24.07.2017 установлены превышения по следующим показателям качества: по азоту аммонийному, по взвешенным веществам, по полифосфатам (по фосфору), по нефтепродуктам.
Одной из причин превышения показателей качества сточных вод является неудовлетворительное состояние очистных сооружений.
Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Решением Нижнетуринского городского суда от 25.06.2018 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Нижняя Тура признано бездействие ООО «Региональные коммунальные системы» в части неисполнения мероприятий по санитарной очистке и обеззараживанию сточных вод на территории города Нижняя Тура, незаконным. Признано бездействие Администрации Нижнетуринского городского округа в части несоблюдения санитарно-гигиенических требований при организации водоотведения на территории Нижнетуринского городского округа, незаконным. На ООО «Региональные коммунальные системы» возложена обязанность прекратить сброс неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты на территории Нижнетуринского городского округа и обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод, в соответствии с требованиями законодательства РФ; обеспечить осуществление производственного лабораторного контроля за качеством и составом сточных вод в объемах и с периодичностью, предусмотренной санитарными правилами и гигиеническим нормативами в установленном законодательством порядке; разработать план снижения сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты (река Тура на территории Нижнетуринского городского округа) и согласовать с администрацией Нижнетуринского городского округа и с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; на основании представленного администрацией Нижнетуринского городского округа технического задания разработать инвестиционную программу в сфере водоотведения на территории Нижнетуринского городского округа в соответствии с требованиями Федерального Закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и направить ее на согласование в администрацию Нижнетуринского городского округа. На администрацию Нижнетуринского городского округа возложена обязанность разработать, утвердить и направить в ООО «РКС» техническое задание на разработку инвестиционной программы по предотвращению негативного воздействия сточных вод на окружающую среду при осуществлении водоотведения на территории Нижнетуринского городского округа; рассмотреть представленный ООО «РКС» на согласование проект инвестиционной программы на соответствие её техническому заданию в соответствии с п.13 раздела IV Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения». Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу (дело № 2- 178/2018).
Учитывая, что Администрацией Нижнетуринского городского округа, являющейся собственником городской системы водоотведения, в том числе очистных сооружений, канализационных сетей, Комитетом жилищно–коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа, мер по приведению городской системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку сточных вод, не принимается, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, следовательно, возложение обязанности на ответчиков обеспечить устранение указанных нарушений, является обоснованным и иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Нижней Туры удовлетворить
Обязать Администрацию Нижнетуринского городского округа и Комитет жилищно–коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию с получением положительного экспертного заключения для строительства или реконструкции очистных сооружений в зависимости от технического состояния и фактического износа очистных сооружений, расположенных по адресам: г.Нижняя Тура ул.Набережная, д. 40а г; г.Нижняя Тура Объездной проезд, д.3..
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья: Маракова Ю.С.