|
|||
Дело№ 11 - 12920/2013 |
Судья Рогожина Е.В. |
||
|
|||
АПЕЛЛЯВДОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф. с участием прокурора Минкиной Л.В. при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 октября 2013 года по иску прокурора г. Южноуральска Челябинской области в интересах Сигида Н.А., действующей в интересах несовершеннолетней С.А.А., Абдрахмановой О.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего А.Р.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области, областному государственному казенному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов «Импульс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, заключение прокурора Минкиной Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Южноуральска Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Сигида Н.А., действующей в интересах несовершеннолетней С.А.А.., Абдрахмановой О.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего А.Р.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений Челябинской области), Областному государственному казенному учреждению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (далее ГУ ЧОРФЦИ «Импульс») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований указал, что несовершеннолетние С.А.А.., А.Р.А.. являются детьми -инвалидами. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида С.А.А.. предусмотрено выделение средств технической реабилитации - опоры для |
|||
|
|||
|
||
2 W)
сидения, для А.Р.А.. - опоры для ходьбы, опоры для стояния, опоры для сидения. Однако по вине ответчиков до настоящего времени указанные средства реабилитации не представлены.
Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области исковые требования не признал.
Представитель ответчика ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» в судебном заседании участия не принимал.
Решением суда бездействие Минсоцотношений Челябинской области по не обеспечению детей-инвалидов С.А.А.., А.Р.А. техническими средствами реабилитации признано незаконным, на Минсоцотношений Челябинской области возложена обязанность по предоставлению в соответствии с индивидуальными программами реабилитации: С.А.А..- технического средства реабилитации - опоры для сидения, А.Р.А.. - опоры для ходьбы, опоры для стояния, опоры для сидения.
В апелляционной жалобе Минсоцотношений Челябинской области просит решение суда отменить. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрены сроки предоставления инвалиду технических средств реабилитации. Указанные средства реабилитации ранее не входили в перечень классификации технических средств реабилитации, в связи с чем в настоящее время проводится обработка данных о потребности в данных технических средствах, после чего будет решаться вопрос о заключении государственного контракта на их поставку. Указывает, что право внеочередного предоставления средств реабилитации законом не предусмотрено.
Истцы Сигида Н.А., Абдрахманова О.Г., ответчики Минсоцотношений Челябинской области, ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст.167, 202, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, |
||
|
||
|
||
3 |
||
|
||
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, переданных Правительству Челябинской области, в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 94-П.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 января 2011 года № 22 наделило ГУ ЧОРФЦИ «Импульс» полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая ремонт и изготовление протезов, протезно-ортопедических изделий (кроме зубных протезов), назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия, а также за проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оказанию государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения. |
||
|
||
|
|||
4 |
/ |
||
|
|||
Из материалов дела следует, что С.А.А.., *** года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 11). Учреждением медико-социальной экспертизы ребенку-инвалиду разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида от 09 декабря 2011 года, в соответствии с которой С.А.А.. необходима опора для сидения. Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен с 09 декабря 2011 года до 01 января 2014 года (л.д. 12-13).
Из материалов дела следует, что А.Р.А.., *** года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 32). Учреждением медико-социальной экспертизы ребенку-инвалиду разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида от 12 октября 2011 года, в соответствии с которой А.Р.А.. необходимы опора для ходьбы «Петушок», опора для стояния усовершенствованная «Березка», опора для сидения «Медвежонок». Срок проведения этих реабилитационных мероприятий определен с 12 октября 2011 года до 01 ноября 2013 года (л.д. 28 - 32).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что С.А.А.., А.Р.А.. нуждаются в предоставлении технических средств реабилитации. Доказательств того, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции С.А.А.., А.Р.А.. были обеспечены техническими средствами реабилитации, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сроки обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов не установлены, проводится работа по заключению государственных контрактов на поставку средств реабилитации, не влияют на правильность решения суда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а |
|||
|
|||
|
||
5 / |
||
|
||
также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.
По смыслу ст. 314 Гражданского кодекса РФ, применяемой к настоящим правоотношениям по аналогии, обязанность Минсоцотношений Челябинской области по предоставлению инвалидам технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленное техническое средство реабилитации должно обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы, начиная с даты ее вынесения. Между тем, из материалов дела усматривается, что индивидуальные программы реабилитации детей - инвалидов С.А.А.., А.Р.А.. составлены 09 декабря 2011 года и 12 октября 2011 года, но до настоящего времени не исполнены, детям-инвалидам технические средства реабилитации, в которых они нуждаются, не предоставлены на момент рассмотрения дела в суде около двух лет. Поэтому доводы жалобы в той части, что срок предоставления технического средства реабилитации законом не определен, не освобождают Минсоцотношений Челябинской области от исполнения программы реабилитации.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дети, являясь инвалидами, имеют право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и свободы детей-инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что опоры для сидения, опоры для ходьбы «Петушок», опоры для стояния усовершенствованная «Березка», опоры для сидения «Медвежонок», ранее не были включены в перечень технических средств реабилитации, в настоящее время ведется работа по сбору данных о нуждаемости в этих средствах, не являются основанием для отмены решения суда. С.А.А.., А.Р.А.. поставлены на учет для получения названных технических средств реабилитации, указанные технические средства реабилитации предусмотрены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 июля 2011 года № 823н, то есть включены в перечень более двух лет, причины, по которым право инвалида нарушено, и причины, по которым Минсоцотношений Челябинской области не выполнило своей обязанности, возложенной на него государством, не зависят от инвалида и правового значения не имеют.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технических средств реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в них. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» также нет положения о |
||
|
||
|
||
л |
||
|
||
6 |
||
|
||
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 327-329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ |
||
|
||
░░░░░░░░░░: |
||
|
||
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. |
||
|
||
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
||
|
||
░░░░░ |
||
|
||