Дело №2-2783-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2015 года ....
Центральный районный суд .... края в составе:
судьи Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета и возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу ..... В обоснование указано, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..... Право собственности подтверждается договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации права ...., выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .....
При регистрации права собственности истца на данный земельный участок, в ЕГРП были внесены сведения о наличии ограничений (обременений). Указанные ограничения (обременения) были зарегистрированы в связи с тем, что земельный участок находился в охранной зоне линии электропередач. Однако на момент регистрации права собственности ОАО «....» - «Алтайэнерго» были выполнены работы по переносу линии электропередач, в охранной зоне которой находился земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, но ДД.ММ.ГГГГ решением № ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... приостановило осуществление кадастрового учета изменений данного земельного участка. Указывает на незаконность принятого решения, поскольку поданное заявление соответствовало требованиям закона, к нему прилагались документы, подтверждающие отсутствие охранной зоны на принадлежащем земельном участке. Приостановление кадастрового учета нарушает права истца по распоряжению и пользованию земельным участком.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что в связи с имеющимися ограничениями (обременениями) она не может начать строительство дома на принадлежащим ей земельном участке, ей будет отказано в выдаче разрешения на строительство.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований. В судебное заседание был представлен отзыв, в котором указано на то, что истцом было подано заявление о кадастровом учете не содержащее необходимые для кадастрового учета документы. Таким образом, ответчик считает законным решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Представитель третьего лица – ОАО «....» - «....» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... осуществляет деятельность по кадастровому учету объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В ГКН содержатся сведения о земельном участке, расположенном по адресу ...., с кадастровым номером ..... Земельный участок образован путем перераспределения трёх земельных участков. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточненная площадь составляет .... кв.м. Сведения о правах: правообладатель ФИО2, вид права - собственность. В ГКН содержаться сведения об ограничении (обременении) земельного участка, дата начала – ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания - бессрочно.
Исходя из положении ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ сведения об ограничениях прав на землю подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.
Согласно сведениям автоматизированной информационной системы «Юстиция», содержащей сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером ...., в связи с установлением охранной зоны (описание «Охранная зона В Л 10 кВ от ПС № «КМК» (Л-20-17, Л-20-18, Л-20-26»).
В соответствии с п.72.1 приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42 (в ред. от 12 марта 2014 года) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» если при постановке на учет образованного земельного участка такой земельный участок частично располагается в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ГКН, орган кадастрового учета самостоятельно с использованием АИС ГКН определяет координаты характерных точек границ части земельного участка, расположенной в границах указанной зоны, и осуществляет учет такой части земельного участка (то есть самостоятельно формирует часть земельного участка). Результат формирования такой части земельного участка (список координат, за исключением описания их закрепления на местности и погрешности определения координат характерных точек) отражается в протоколе проверки.
Так, в силу указанных требований, органом кадастрового учета сформирована часть земельного участка .... площадью .... кв.м.
В соответствии с требованиями Порядка ведения ГКН в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории, исправления ошибок в сведениях ГКН о такой зоне, изменение сведений о части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется в порядке, предусмотренном для учета части земельного участка.
Особенности осуществления кадастрового учета частей объектов недвижимости закреплены ч. 11-13 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.72.1 Порядка ведения ГКН.
Согласно п. 12 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным Порядком ведения ГКН.
В случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка, снятие с учета данной части земельного участка осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права.Сведения обо всех зонах с особыми условиями использования территории являются актуальными до момента прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления (который закреплен постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме»).
Согласно положений ч.7 ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также разъяснений, изложенных в письмах Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ...., от ДД.ММ.ГГГГ N .... от ДД.ММ.ГГГГ N ...., в ряде случаев документы, необходимые, для внесения в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, представляются в орган кадастрового учета правообладателями объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых установлены соответствующие зоны; либо арендаторами соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности).
Согласно п.4 Постановления № 71 в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.
Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам в данном случае является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Судом установлено, что ФИО2 обратилась в Филиал с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости с кадастровым номером .... с приложением топоплана, справки ОАО «....» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поступившему заявлению требовалось внести изменения в сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок.
В результате рассмотрения представленных для кадастрового учета документов было выявлено наличие основания для приостановления осуществления кадастрового учета, предусмотренных п. 5 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку заявление по содержанию не соответствует требованиям данного закона.
В статье 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» закреплены основания осуществления кадастрового учета. В части 1 указанной статьи (в редакции Закона о кадастре действующей на момент рассмотрения Заявления ФИО2 в ред. Федеральных законов от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Заявление ФИО2 подано в связи с изменением уникальной характеристики объекта недвижимости указанной в п.9 ч.2 ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» «сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости».
При этом ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п.9 ч.2 ст.7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
По смыслу данной нормы, а также положений ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», изменение сведений, указанных в. 9 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре осуществляется лишь в порядке учета части объекта недвижимости на основании заявления и необходимых документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, тогда как, заявление ФИО2 подано об учете изменений земельного участка (а не его части).
Кроме того, сведения о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка в орган кадастрового учета не поступали в порядке информационного взаимодействия, также как и не поступали в установленном порядке необходимые документы об изменений границ зон с особыми условиями использования территории.
Из вышесказанного следует, что поданное заявление по содержанию не соответствовало перечисленным выше положениям Закона о кадастре.
Орган кадастрового учета обязан принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, в случае если при рассмотрении документов выявлено, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Закона о кадастре.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка ограничения установлены на основании документов, представленных третьим лицом.
Фактически на момент регистрации права собственности истцом на земельный участок по адресу .... в 2014 году ОАО «....» - «Алтайэнерго» были выполнены работы по переносу линии электропередач из-за существования которой была установлена охранная зона.
Вместе с тем, сохранен кадастровый учет ограничения специального использования. Документов изменяющих кадастровый учет со стороны третьего лица или муниципалитета в ФГБУ «ФКП Росреестра» не поступало.
В ответ на обращение истца к третьему лицу дан ответ о том, что на земельном участке, расположенном по адресу .... находились опоры ВЛ 10 кВ Л-20-26. При проведении технологических работ линия была частично реконструирована. В настоящее время фактически земельный участок в границы охранной зоны не входит. Проведение мероприятий по уточнению границ охранной зоны запланировано на 2016 год.
Изменение фактически границ охранной зоны, с сохранением ограничения прав нормативно, по сведениям, имеющимся в кадастровой палате, не влечет для ответчика обязанность изменить кадастровый учет объекта недвижимости.
ФИО2 обратилась в Филиал с заявлением, с приложением топоплана, справки ОАО «....» от ДД.ММ.ГГГГ, указанные документы не являются основанием для изменения кадастрового учета охранной зоны.
На основании вышесказанного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра» прав истца, поскольку поданное ФИО2 заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости не соответствовало требованиям ФЗ «О государственном кадастровом учете».
Обязанность по изменению охранной зоны может быть возложена на лицо, ее установившее. Действиями ответчика права истца не нарушались. Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с полномочиями и действующим законодательством.
На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ .... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ .... ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
....
....
....