№ 2-4360/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2019 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Василенко В.В.,
при секретаре Дацковской Ю.В.,
с участием представителя истца Тарасовой О.С., представителя ответчика Некрасовой Ю.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» о возложении обязанности обеспечить охрану периметра,
установил:
Белгородский транспортный прокурор в ходе проверки деятельности ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» установил, что ответчик не обеспечил охрану периметра международного аэропорта «Белгород» подразделениями ведомственной охраны Минтранса Российской Федерации.
В связи с вышеуказанным обстоятельством в отношении ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» вынесено предписание об устранении требований действующего законодательство, которое до настоящего времени не исполнено.
Дело инициировано иском Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, который просил возложить на ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» обязанность обеспечить охрану периметра аэропорта «Белгород» силами ФГУП «УВО Минтранса России» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель Белгородского транспортного прокурора Тарасова О.С. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» Некрасова Ю.З. возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД», как субъект транспортной инфраструктуры, обязан осуществлять деятельность по обеспечению безопасности и защите аэропорта «Белгород» на основании различных мер.
Статья 83 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В силу пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 г. № 42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1).
Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Охрана границ территории (аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
В перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 928-р, аэропорта «Белгород» не входит.
При таких обстоятельствах периметр аэропорта «Белгород» подлежит охране подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Утверждение ответчика о возможности обеспечения охраны территории аэропорта путем только заключения с Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии договора по охране объекта с помощью тревожной сигнализации противоречит действующему законодательству.
Полномочия по вневедомственной охране осуществляют войска национальной гвардии (п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ), которые, в том числе, вправе охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» от 15.05.2017 N 928-р, а также охранять имущество граждан и организаций.
Как об этом указывалось выше, в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, аэропорт «Белгород» не включен.
Вместе с тем, ответчик вправе привлекать к охране периметра аэропорта на договорной основе и войска национальной гвардии, однако это не освобождает его от обязанности обеспечивать охрану в соответствии с требованиями закона, то есть, с привлечением соответствующих подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска ссылки ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» на отсутствие у ФГУП «УВО Минтранса России» сертификата соответствия на обеспечение авиационной безопасности, поскольку действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропорта, не относящегося к международным, должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездных договоров с лицами, эксплуатирующими аэропорт.
Ответчик после заключения с ФГУП «УВО Минтранса России» договора на охрану периметра на основании приказ Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222 будет включен в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России».
Решение суда в части возложения на ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» обязанности обеспечить охрану периметра аэропорта «Белгород» силами ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ подлежит исполнению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что требования прокурора удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход муниципального образования городской округ «Город Белгород» в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» о возложении обязанности обеспечить охрану периметра удовлетворить.
Возложить на ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» обязанность обеспечить охрану периметра аэропорта «Белгород» силами ФГУП «УВО Минтранса России» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД» в бюджет муниципального образования городской округ «Город Белгород» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья – подпись.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2019 г.
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>