Копия. Дело ...а-6035/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2016 года ...
Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сычева И.А.,
при секретаре ФИО3,
при участии представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление частного образовательного дополнительного образования (ЧОУ ДО) «Здоровье» к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании предписания об устранении выявленных нарушений незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в обосновании заявления указано, что с ... по ... департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан была проведена проверка ЧОУ ДО «Здоровье», по результатам которой ... было издано предписание об устранении нарушений, а именно:
1) обеспечить наличие в собственности или ином законном основании помещений;
2) обеспечить наличие условий для охраны здоровья обучающихся;
3) разработать и утвердить образовательные программы;
4) обеспечить наличие педагогических работников, соответствующих образовательному цензу;
5) обеспечить наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов.
С этим предписанием административный истец не согласен, считает его незаконным по следующим мотивам.
По первому пункту предписания от ... №....
Заявитель осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам согласно лицензии ... от ... в помещении, находящемся по адресу: ....
Указанное помещение заявитель занимает на основании договора аренды ...-П от ..., заключенным с ФИО1, который на момент проверки продолжал и продолжает действовать в соответствии с п.7.6 договора.
По второму пункту предписания от ... №....
В рамках охраны здоровья заявителем заключен договор на оказание первой медицинской помощи ... от ... с ООО ...». Указанный договор ежегодно пролонгируется согласно п.4.4 договора.
Заявителю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение ... от ..., согласно которому помещение, где осуществляется образовательная деятельность соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно утвержденному расписанию занятий, которые проводятся всего лишь два раза в неделю, предусматривается перерыв на обед.
В рамках проводимых занятий осуществляется пропаганда здорового образа жизни, обучение требованиям охраны труда.
Учитывая, что заявителем осуществляется образовательная деятельность только по дополнительным профессиональным образовательным программам взрослого населения, принятия каких-либо иных мер в целях охраны здоровья законом не предусмотрено.
По третьему пункту предписания от ... №....
Заявителем ... утверждена программа гигиенического обучения различных профессиональных групп населения (копия прилагается).
По каждому виду программы, указанной в лицензии, заявителем ежегодно утверждаются методические материалы, что, в частности, по 2015 году подтверждается приказами ... от ... (копии приказов и методических материалов прилагаются).
По четвертому пункту предписания от ... №...
У заявителя имеется педагогический работник - ФИО2 в должности специалиста по общей гигиене, что подтверждается договором от ..., трудовым договором ... от .... Указанный работник имеет право осуществлять педагогическую деятельность по программам, указанным в лицензии заявителя, что подтверждается дипломом ..., дипломом ..., сертификатом ... от ..., удостоверением о повышении квалификации (копии документов прилагаются).
По пятому пункту предписания от ... №....
У заявителя имеется необходимый методический материал по всем образовательным программам, указанным в лицензии. Кроме того, закон не накладывает на образовательную организацию, осуществляющую подготовку по дополнительным образовательным программам повышения квалификации, обязанности по открытию сайта для целей публикации образовательных ресурсов.
При этом, заявитель обеспечивает наличие электронных образовательных ресурсов на электронных носителях – компакт-дисках.
На основании изложенного административный истец просит признать выданное ему предписание незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель административного ответчика, ФИО4, в судебное заседание явился, с требованиями не согласен.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установлено, что с 10 по ... департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан была проведена проверка ЧОУ ДО «Здоровье», по результатам которой ... было издано предписание (л.д. 38, 39) об устранении нарушений Положения «О лицензировании образовательной деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от ... года ..., далее - Положение), а именно:
1) обеспечить наличие в собственности или ином законном основании помещений, что является нарушением подпункта «а» пункта 6 Положения;
2) обеспечить наличие условий для охраны здоровья обучающихся, что является нарушением подпункта «в» пункта 6 Положения;
3) разработать и утвердить образовательные программы, что является нарушением подпункта «г» пункта 6 Положения;
4) обеспечить наличие педагогических работников, соответствующих образовательному цензу, что является нарушением подпункта «д» пункта 6 Положения;
5) обеспечить наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, что является нарушением подпункта «е» пункта 6 Положения.
Согласно подпунктам а, в, г, д, е пункта 6 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
С выводами предписания о нарушении административным истцом подпунктов а, в и д пункта 6 Положения согласиться нельзя.
В оспариваемом предписании и акте проверки (л.д. 36, 37) в обосновании нарушения подпункта «а» пункта 6 Положения указано на то, что в подтверждении наличия помещений представлен договор аренды от ..., срок действия которого истек ....
Однако из пункта 7.6 Договора следует, что при отсутствии возражений сторон действие договора продлевается на неопределенный срок. Сведений о том, что данный договор расторгнут не представлено, то есть следует признать, что помещение у административного истца имеется.
В обосновании нарушения подпункта «в» пункта 6 Положения в акте проверки дается лишь ссылка на сам факт наличия, при этом не указано, в чем именно выразилось данное нарушение.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что данное нарушение выразилось в том, что занимаемое помещение создает угрозу здоровью обучающихся.
Однако доказательств данного нарушения суду не представлено.
Административному истцу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № ....12.12 от ..., согласно которому помещение, где осуществляется образовательная деятельность соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 52).
В обосновании нарушения подпункта «д» пункта 6 Положения в акте проверки указано на то, что не представлены документы, подтверждающие наличие педагогических работников, заключивших с организацией трудовые договоры.
Однако у административного истца имеется педагогический работник - ФИО2 в должности специалиста по общей гигиене, что подтверждается договором от ..., трудовым договором ... от .... Указанный работник имеет право осуществлять педагогическую деятельность по программам, указанным в лицензии заявителя, что подтверждается дипломом ..., дипломом ..., сертификатом ... от ..., удостоверением о повышении квалификации (копии документов прилагаются).
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что у указанного работника отсутствует педагогическое образование.
Однако, в выданное ЧОУ ДО «Здоровья» лицензии (л.д. 46-48) перечислены виды разрешенной образовательной деятельности, среди которых не указаны виды образовательной деятельности в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «Об образования в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Ни в акте проверки ни в предписании не указано, какими квалификационными справочниками предусмотрено обязательное наличие педагогического образования для ведения образовательной деятельности в отношении совершеннолетних лиц.
В этой части оспариваемое предписание следует признать незаконным.
Вместе с тем, предписания в части обязании разработать и утвердить образовательные программы, а также обязании обеспечить наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов следует признать законным исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В силу части 5 статьи 12 ФЗ «Об образовании» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Однако по утвержденным лицензией (л.д. 47) видам образования образовательные программы административным истцом не утверждены.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в момент проверки были представлены лишь пустые обложки с наименованием «методические материалы».
Подтверждений того, что приложенная к административному иску программа (л.д. 60) имелась в наличии в момент проведения проверки не имеется.
Согласно статье 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Административный истец своего сайта в сети «Интернет» не имеет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание в части обязания обеспечить наличие в собственности или ином законном основании помещений, обеспечить наличие условий для охраны здоровья обучающихся, обеспечить наличие педагогических работников, соответствующих образовательному цензу является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от ... № ... адрес ЧОУ ДО «Здоровье» в части обязания обеспечить наличие в собственности или ином законном основании помещений, обеспечить наличие условий для охраны здоровья обучающихся, обеспечить наличие педагогических работников, соответствующих образовательному цензу.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Сычев И.А.