АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-7052/2011
10 октября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 06.10.2011.
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2011.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. Байдукова, дом 23а) к индивидуальному предпринимателю Гончарову Владимиру Николаевичу (г. Чебоксары, ул. Университетская, дом 20, кв. 76) о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя прокуратуры Чувашской Республики - прокурора отдела Бельцова А.Н., индивидуального предпринимателя Гончарова В.Н.,
у с т а н о в и л:
прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гончарова Владимира Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что 21.07.2011 в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора) установлено, что индивидуальный предприниматель Гончаров В.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршруту № 72 г. Чебоксары.
При этом установлено, что лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) индивидуальный предприниматель не имеет.
В целях осуществления перевозок пассажиров Гончаров В.Н. 01.01.2011 заключил договор на оказание услуг с водителем Сергеевым Юрием Витальевичем. Согласно данному договору водитель осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту № 72 г. Чебоксары.
Указанный маршрут отсутствует в едином реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики. Кроме этого, решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23.12.2010 установлено, что по маршруту № 72 г. Чебоксары незаконно осуществляется регулярная перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, и привел доводы, изложенные в заявлении.
Индивидуальный предприниматель Гончаров В.Н. в судебном заседании требования прокурора признал. При этом указал, что не был осведомлен о незаконности маршрута № 72 г. Чебоксары. Исходя из текста уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности считает, что имеет право осуществления перевозок пассажиров в городском сообщении. Указанное уведомление подано в УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора в тот период, когда еще не истек срок действия выданной ему лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Выслушав объяснения участников процесса и проанализировав имеющиеся документы, суд приходит к следующему.
Гончаров В.Н. 13.03.2000 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики и 15.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304212935000088.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики 21.07.2011 совместно с УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора проведена проверка федерального законодательства при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров по маршруту № 72 г. Чебоксары, по результатом которой составлен акт.
На основании статьи 25.11 и части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В этой связи 25.07.2011 с участием индивидуального предпринимателя прокурором Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (см. л.д. 6-7), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом в постановлении индивидуальным предпринимателем указано, что раньше лицензия у него была, но из-за нехватки времени не смог вовремя пройти учебу и получить лицензию.
Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Федеральном законом и осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности отнесены перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что деятельность по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) осуществляется при представлении в уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем. Указанное уведомление представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере.
При этом предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается (часть 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Кроме этого, согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 № 375-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Томилина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав положением статьи 4, подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также о даче толкования положения пункта «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации» статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Тем самым данное положение реализует конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
Средства автомобильного транспорта относятся к источникам повышенной опасности (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть обладают вредоносными свойствами, проявление которых в процессе использования указанных средств полностью человеком не контролируется. Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан, а потому у законодателя могут быть разумные основания полагать, что максимально возможное снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан при осуществлении названной деятельности не может быть достигнуто без лицензирования, то есть разрешения предпринимателю осуществлять эту деятельность только после проверки его соответствия необходимым требованиям и условиям.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит только одно исключение для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, без лицензии, а именно для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. В свою очередь, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что без специального разрешения (лицензии), при представлении соответствующего уведомления, допускается только предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом, за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Исходя из этого, перевозка пассажиров и багажа по заказам по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, может осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии), поскольку при конкуренции норм права, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» имеет приоритет над иными положениями действующего законодательства, затрагивающими правоотношения в области лицензирования.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Гончаров В.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по регулярному маршруту № 72 г. Чебоксары без специального разрешения (лицензии). Об этом свидетельствуют акт проверки соблюдения федерального законодательства при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров от 21.07.2011 (см. л.д. 8), заключенный с водителем Сергеевым Ю.В. договор на оказание услуг от 01.01.2011 (см. л.д. 21) со сроком действия до 31.12.2011, путевые листы от 05.07.2011 № 05 (см. л.д. 22), от 06.07.2011 № 06 (см. л.д. 22), от 11.07.2011 № 011 (см. л.д. 23), от 14.07.2011 № 014 (см. л.д. 23), от 18.07.2011 № 018 (см. л.д. 24), от 19.07.2011 № 019 (см. л.д. 24), от 20.07.2011 № 020 (см. л.д. 25), от 21.07.2011 № 021 (см. л.д. 13-14, 25).
Кроме этого заочным решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23.12.2010 по делу № 2-5891/2010, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 21.02.2011 по делу № 33-569-11, установлено, что на маршруте № 72 г. Чебоксары организованным и осуществляются регулярные перевозки пассажиров.
Вместе с тем из уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 08.11.2010 (см. л.д. 20), зарегистрированного в УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора 12.12.2010 за № 21-43023, не следует, что перевозочная деятельность индивидуального предпринимателя Гончарова В.Н. не осуществляется по маршрутам регулярных перевозок.
Довод индивидуального предпринимателя о том, что он не знал о незаконности регулярного маршрута № 72 г. Чебоксары, не может быть принят судом, поскольку Гончаров В.Н. ранее имел лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Соответственно Гончаров В.Н. не мог не знать, что на маршруте № 72 г. Чебоксары осуществляются регулярные перевозки пассажиров и что на данную деятельность необходимо специальное разрешение (лицензия).
На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Гончаров В.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ответственность в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
В порядке части 2 статьи 4.1 и пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, суд учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, то, что Гончаров В.Н. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.10.2010 по делу № А79-9537/2010.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд, на основании части 2 статьи 4.1 и пункта 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, учитывает признание в судебном заседании индивидуальным предпринимателем совершенного административного правонарушения.
Кроме этого в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ суд применяет трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по путевым листам от 05.07.2011 № 05 и от 06.07.2011 № 06. Указанные путевые листы суд учитывает только как подтверждение регулярности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Гончарова В.Н. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Гончарова В.Н. к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Гончарова Владимира Николаевича, 18.06.1960 года рождения, уроженца д. Малый Югуть Ядринского района Чувашской АССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304212935000088, проживающего по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, дом 20, кв. 76, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на сумму 4 000 (четыре тысячи) руб.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (прокуратура Чувашской Республики), код ОКАТО – 97401000000, банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР Банка России г. Чебоксары, БИК банка – 049706001, счет получателя – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128014498, КПП получателя – 212801001, код бюджетной классификации – 415 116 900 1001 0000 140, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) с виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов