Дело № 2-499/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2011 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Цыцыковой Д.В.,
с участием старшего помощника прокурора Оловяннинского района Никифоровой Ж.Н.,
от ответчика- представителя ГП «Оловяннинское» Кончаковой С.В., действующей по доверенности от 01 марта 2011 года,
при секретаре Васильчук Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-499/2011
по заявлению прокурора Оловяннинского района о признании бездействия администрации городского поселения «Оловяннинское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов,
УCТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что в администрации городского поселения «Оловяннинское» антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселения. Просит признать бездействие администрации городского поселения «Оловяннинское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Никифорова Ж.Н., требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просит удовлетворить. Также пояснила, что при проведении прокуратурой района антикоррупционных экспертиз нормативных актов, принятых городским поселением «Оловяннинское», неоднократно выявлялись коррупциогенные факторы.
Представитель ГП «Оловяннинское» Кончакова С.В. заявленные требования не признала, считает, что прокурор не имеет полномочии выступать в интересах неопределенного круга лиц в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ и им не представлены доказательства о бездействии администрации городского поселения. Также пояснила, что антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится путем согласования, все нормативные правовые акты, принятые городским поселением «Оловяннинское» включены в регистр муниципальных нормативных правовых актов Забайкальского края, следовательно, соответствуют требованиям законодательства.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ районный суд рассматривает и разрешает исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений.
Кроме того, согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Ст. 3 Федерального закона №273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и суд признает, что заявленный спор носит публично-правовой характер, поскольку администрация муниципального района и население, которое проживает на территории данного муниципального района, изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения.
Суд рассматривает заявленный спор и дает ему оценку с учетом особенностей, предусмотренных главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
При этом согласно ст. 256 главы 25 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска трехмесячного срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исследуя данный вопрос, суд пришел к выводу, что срок обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку оспариваемые действия ответчика являются длящимися и, как установлено в судебном заседании, об указанных обстоятельствах прокурору Оловяннинского района стало известно 26 апреля 2011 года- после поступления информации в прокуратуры с ГП «Оловяннинское», а 29 апреля 2011 года, то есть в пределах трехмесячного срока, он обратился в суд с настоящим заявлением.
Учитывая изложенное, суд признает, что срок обращения в суд по заявленному спору заявителем не пропущен.
Из дела видно, что прокуратурой Оловяннинского района была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства по противодействию коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
В п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. ( пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Из представленных материалов установлено, что в администрации городского поселения «Оловяннинское» антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселка.
В ходе проверки прокуратурой района в текущем году выявлены коррупциогенные факторы в решении Совета городского поселения «Оловяннинское» №156 от 30.03.2011 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета городского поселения «Оловяннинское» от 28.01.2011 года №143.
С 26 мая 2011 года судебное заседание отложено на 15 июня 2011 года, ответчику предложено представить в суд листы согласовании, заключения антикоррупционных экспертиз. Представленные ответчиком документы лишь подтверждают, что нормативные правовые акты направлены в муниципальный район «Оловяннинский район» для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Забайкальского края.
Ссылки представителя администрации городского поселения «Оловяннинское» на фактическое проведение экспертизы каждого нормативного акта и его проекта, не подтверждены доказательствами и к форме заключения экспертизы предъявляются определенные требования, установленные Правительством Российской Федерации в постановлении №96 от 26 февраля 2010 года.
Несостоятелен довод ответчика, что предъявленные прокурором требования необоснованны и документально не подтверждены. Как предусмотрено в ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых действии (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействия).
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Оловяннинского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Оловяннинское» Оловяннинского района Забайкальского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» Оловяннинского района Забайкальского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия.
Председательствующий судья Цыцыкова Д.В.
Копия верна: