Дело № 2а-963/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г.Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Королевой Т.А.,
при секретаре Штебнер Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Пермскому краю к Данилову Сергею Алексеевичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Данилова С.А. обязательных платежей в виде транспортного налога в размере 3930 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 2756 рублей 09 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 109 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 18 рублей 01 копейка, земельного налога в размере 247 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу в размере 52 рубля 96 копеек.
Требования мотивированы тем, что органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств по Верещагинскому району представлены сведения о государственной регистрации за ответчиком транспортных средств, земельных участков и объектов недвижимости, указанных в налоговом уведомлении № Расчет суммы налогов за ДД.ММ.ГГГГ приведен в уведомлениях. Административному ответчику направлены налоговые уведомления № на уплату транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц. Уплата налогов административным ответчиком в установленный законодательством срок произведена не в полном объеме. В связи с неуплатой налогов в установленный законодательством сроки, административному ответчику начислены пени: по транспортному налогу в размере 2756 рублей 09 копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере 18 рублей 01 копейка, по земельному налогу в размере 52 рубля 96 копеек. Указанные требования об уплате задолженности налогов и пени в добровольном порядке должник исполнил не в полном объеме. В выдаче судебного приказа о взыскании задолженности отказано по причине истечения срока предусмотренного ст. 48 НК РФ. Просит восстановить срок на обращение в суд и взыскать обязательные платежи.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. (ч.6 ст. 289 КАС РФ)
Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Проверяя налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано за пределами срока, установленного п.2 ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Административный истец направил административному ответчику требования об уплате налога, пени: № срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Ранее истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в принятии указанного заявления, в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что требованием № срок уплаты обязательных платежей определен до ДД.ММ.ГГГГ срок для обращения в суд с соответствующим иском начал течь ДД.ММ.ГГГГ и истекал ДД.ММ.ГГГГ
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика налога и пени поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законном шестимесячного срока.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока на обращение с настоящим иском, суд не находит оснований для его восстановления, поскольку доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин препятствующих административному истцу обратиться в суд, как за выдачей судебного приказа, так и для подачи административного искового заявления в установленный законом срок налоговым органом не представлено. Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Пермскому краю о восстановлении срока на обращение в суд - отказать.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Пермскому краю к Данилову Сергею Алексеевичу о взыскании обязательных платежей в виде транспортного налога в размере 3930 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 2756 рублей 09 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 109 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 18 рублей 01 копейка, земельного налога в размере 247 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу в размере 52 рубля 96 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья подпись Т.А. Королева
Копия верна.
Судья Т.А. Королева
Подлинный документ находится в материалах дела №2а-963