Дело № 2а-4291/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.
при помощнике Альматовой Э.А.,
с участием помощника Пермского транспортного прокурора Зинакаевой И.А. по служебному удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Пермского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Пермской транспортной прокуратурой путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации с персонального телефона с возможностью выхода в сеть интернет, в здании железнодорожного вокзала станции Адрес с использованием точки свободного доступа Wi-Fi выявлена страница сайта, на которой размещена информация о продаже испанского хамона. Таким образом, по мнению Пермской транспортной прокуратуры, имеются предусмотренные Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основания для признания вышеуказанной информации запрещенной на территории РФ. Сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью. Таким образом, информация, размещенная в сети «Интернет» является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Пермскому краю – в судебное заседание не явился, указал в письменном отзыве об уточнении в обозначении URL адреса.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник Пермского транспортного прокурора Зинакаева Е.А. представила уточненное заявление в соответствии с отзывом заинтересованного лица.
Заслушав участвующее в деле лицо, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 Закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Правилами ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 вышеназванного закона является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Правительству Российской Федерации поручено определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусмотрев возможность его корректировки.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 определен перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются страны Европейского Союза, товары из которого запрещены в ввозу в Российскую Федерацию.
В указанный перечень включены мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое (...). Сыровяленое мясо «прошутто», сырокопченый окорок», «хамон серрано», «пармская ветчина» подпадают под описание указанной товарной позиции.
Поскольку Испания входит в состав стран Европейского Союза, ввоз товаров из указанной страны запрещен.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи подтверждается прямой запрет на распространение с использованием информационно-телекоммуникативных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», информации, содержащей сведения о незаконной продаже, из чего следует, что размещенная на сайте информация является запрещенной.
Судом установлено, что Пермской транспортной прокуратурой в рамках мероприятий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства путем мониторинга размещенной на сайтах телекоммуникационной сети «Интернет» информации с персонального телефона с возможностью выхода в сеть интернет, в здании железнодорожного вокзала станции Пермь-2, расположенном по адресу г. Пермь, ул. Ленина, 89 с использованием точки свободного доступа Wi-Fi, выявлена страница сайта, на которой размещена информация о продаже испанского хамона.
Информация размещена в сети «Интернет» по адресу:
...
Ответственность за незаконную продажу товаров предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ.
Лицо, разместившее информацию о продаже хамона, не установлено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора (п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №229).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя об ограничении доступа к информации и удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу ... - запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации распространяется на всех операторов связи.
Направить в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю копию вступившего в законную силу решения для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», имеющей URL адрес, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
Судья Е.В. Мухина
...