ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным и обязании утвердить схему расположения земельного участка,
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным и обязании утвердить схему расположения земельного участка. В обоснование иска указала, что она обращалась с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ответчик отказал ей в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине того, что представленная схема не соответствует требованиям действующего законодательства и что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне озеленения и не предназначен для жилищного строительства.
Просит: признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва незаконным; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории находящего по местоположению: <адрес>.
В судебном заседании истец и ее представитель по устному ходатайству заявление полностью поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва К. с заявлением не согласился, пояснив, что согласно Правилам землепользования спорный земельный участок находится в зоне, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
Представители третьего лица Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п.1); Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп.10 п.2).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которым предусмотрена подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пп.1 п.1).
Как установлено из материалов дела, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что истцом подана схема расположения земельного участка, не соответствующая требованиям пп.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ. Также согласно карте градостроительного зонирования территории <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в зоне озеленения (Р-3) и не предназначен для жилищного
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1); Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
В соответствии с п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
До ДД.ММ.ГГГГ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ).
Требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно информации Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в зоне озеленения, предназначенной для зеленых насаждений специального использования, способствующих улучшению микроклимата и комфортности проживания в городе, в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "<адрес> Республики Тыва" (вступили в силу с момента опубликования - ДД.ММ.ГГГГ) (далее- Правила землепользования и застройки <адрес>). Указанным решением представительного органа местного самоуправления одновременно отменено решение Кызылского городского Хурала от ДД.ММ.ГГГГ N 98 "Об утверждении временных правил землепользования на территории муниципального образования "<адрес>", а также решение Кызылского городского Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ N 140 "Об утверждении Положения "О генеральном плане <адрес>".
В статье 1 Правил землепользования и застройки <адрес> определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а территориальная зона - это зона, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент.
Статьей 81 Правил землепользования и застройки <адрес> установлены зеленые насаждения (Р-3) специального использования, способствующие улучшению микроклимата и комфортности проживания в городе. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: определяются в соответствии с требованиями технических регламентов и других нормативных документов.
При этом ни к основным видам разрешенного использования, ни к вспомогательным, ни к условно разрешенным видам использования данной зоны индивидуальное жилищное строительство не относится.
Судом установлено, что испрашиваемый истицей земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> расположен в территориальной зоне озеленения (Р-3), что подтверждается картой градостроительного зонирования, поэтому введение его в гражданский оборот путем передачи истице в целях использования под индивидуальное жилищное строительство исключено, так как указанное использование не входит в перечень разрешенных видов использования данного участка.
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пп.14); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пп.21).
Согласно п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2, п.3 ст. 19 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N886ВХ-1 «О земле» не подлежат продаже в частную собственность: а) земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия; б) земельные участки, на которых находятся государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; в) земельные участки, находящиеся в границах федеральных, республиканских и местных курортных и лечебно-оздоровительных зон; г) земельные участки, входящие в лесной фонд, за исключением установленных лесным законодательством случаев перевода лесных земель в нелесные; д) земельные участки, включенные в состав земель водного фонда, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами, а также земельные участки, расположенные в пределах прибрежной полосы, полосы отвода вдоль судоходных и государственных оросительных каналов, выделенные под зоны охраны водных объектов, занятые государственными гидротехническими и иными водохозяйственными сооружениями; е) земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории); ж) земельные участки, предоставленные для использования и охраны недр; з) земельные участки, зараженные радиоактивными или опасными химическими веществами, а также подверженные биогенному заражению; и) в порядке нового отвода земельные участки, находящиеся в охранной зоне наземных коммуникаций (автодорог, железных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, линий связи); к) иные земельные участки, запрет на передачу которых в частную собственность предусмотрен федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, поскольку установлено, что истица испрашивает земельный участок, которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> установлено целевое назначение территориальной зоны озеленения (Р-3), где не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, то отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: <адрес>, полностью соответствует требованиям вышеприведенных норм закона.
При данных обстоятельствах требования истицы к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва - не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании решения незаконным и обязании утвердить схему расположения земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2016 года.
Судья Л.К. Шулуу