Решение по делу № 2а-9023/2019 ~ М-9087/2019 от 20.09.2019

УИД 11RS0001-01-2019-012837 Дело № 2а-9023/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2019 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием административного истца Ананиной Н.В.,

представителя административного истца Парначевой Л.В., действующей на основании устного ходатайства от ** ** **,

представителя административного ответчика Матвеева В.Ю., действующего на основании ** ** **,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ананиной ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия

УСТАНОВИЛ

Ананина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании публичного мероприятия в виде пикетирования, назначенного к проведению на 22 сентября 2019 года в период с 12 до 14 час. на ... г. Сыктывкара.

Основанием для обращения явилось несогласие административного истца с отказом органа местного самоуправления в согласовании места проведения публичного мероприятия и основаниями такого отказа.

В судебном заседании административный истец Ананина Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указав, что никакой информацией о наличии правообладателя в лице Индивидуального предпринимателя она не располагала, данные о таком правообладателе отсутствовали в отказе органа местного самоуправления.

Представитель административного истца Парначева Л.В. требования своего доверителя поддержала по доводам, изложенным в дополнениях к административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика Матвеев В.Ю. требования не признал, пояснив, что театральная площадь г. Сыктывкара внесена в схему размещения нестационарных торговых объектов для размещения аттракционов, проката, батутов, электромобилей. На основании договора с индивидуальным предпринимателем на театральной площади оказываются услуги детского аттракциона – электромобили. В связи с чем организатор публичного мероприятия должен был предоставить согласие правообладателя на проведение публичного мероприятия, однако такого согласования к Уведомлению не было приложено. Администрация муниципального образования оказывает содействие в силу закона организаторам публичных мероприятий в части согласования с правообладателями, они сами с ними связываются, выясняют их отношение к проведению публичного мероприятия. Однако в данном случае с таким заявлением о содействии организатор публичного мероприятия к ним не обращалась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности по реализации своих прав в соответствии со сложившимися традициями и порядком.

На обеспечении реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный Закон).

Из обстоятельств дела следует, что 17 сентября 2019 года в адрес административного ответчика было направлено Уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, назначенного на 22 сентября 2019 года с 12 час. до 14 час. с местом проведения на <данные изъяты> г. Сыктывкара с предполагаемым количеством участников 300 чел. При проведении мероприятия планируется использование бензогенератора, средств наглядной агитации – баннеры, плакаты, флаги, раздача листовок с установкой палаток для сбора подписей. Отсутствует намерение на использование звукоусиливающих технических средств.

Письмом Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.09.2019 года проведение публичного мероприятия на заявленной территории не согласованно, по основанию непредоставления организатором информации о согласовании (несогласовании) публичного мероприятия с лицом, в введении которого находится территория на которой планируется проведение публичного мероприятия. На территории заявленного публичного мероприятия в непосредственной близости находится зона отдыха с участием детей, располагаются детские аттракционы, чем не соблюдены положения п. 3 ст. 5 Закона Республики Коми от 29.11.2012 года № 91-РЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми».

Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно пункту 6 названной нормы пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Статья 3 Федерального закона проведение публичного мероприятия основывает на принципах законности, т.е соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Частью 5 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 названного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от 14 февраля 2013 года N 4-П, определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П и от 1 июня 2010 года N 705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижении возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

В соответствии с п. 2.2 ст. 8 Федерального закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка, общественной безопасности законом субъекта РФ дополнительно определяются места в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В силу пунктов 1.1., 2.1 названой нормы органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для публичных мероприятий места.

Не согласовав проведение пикетирования в заявленном месте, органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия для проведения такого мероприятия предложено специально отведенное для проведения публичных мероприятий место в виде площадки в Мичуринском парке г. Сыктывкара.

Порядок регулирования некоторых вопросов проведения публичных мероприятий в Республике Коми определен Законом Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» от 29.11.2012 года № 91-РЗ

В частности статьей 5 названного закона определено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в дополнение к установленным частью 2 статьи 8 Федерального закона местам местами, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, являются: 1) Стефановская площадь в городе Сыктывкаре; 2) железнодорожные вокзалы, автовокзалы, рынки, аэропорты, образовательные организации, здания, в которых располагаются образовательные организации, культовые здания и сооружения и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты; 3) детские площадки, места, определенные органами местного самоуправления в Республике Коми для проведения мероприятий и отдыха с участием детей; тротуары, остановки транспорта общего пользования, автостоянки; 4) здания (сооружения), которые находятся в аварийном состоянии, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты; 5) объекты, на которых ведется строительство, реконструкция, капитальный ремонт, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты; 6) здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты.

    Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.05.2013 года № 5/1862 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», где в разделе 6 (пункт 8) с местом размещения на Театральной площади определен вид нестационарного торгового объекта в виде детского аттракциона, специализация – электромобили, со сроком размещения объекта –круглогодично.

    Аналогичные сведения в части нестационарного торгового объекта в виде детского аттракциона отражены в разделе 1.4 (пункт 12) Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденных постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.12.2018 года № 12/3533.

    10.12.2018 года между Администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Индивидуальным предпринимателем Дитятевым И.П. заключен договор № 29 на право размещения нестационарного торгового объекта – детского аттракциона «электромобили» по местам согласно Приложению №1 на период с 17.03.2019 по 16.03.2021 года.

    Согласно свидетельства о размещении нестационарного торгового объекта от 10.12.2018 года № 55 ИП «Дитятев И.П.» место размещения нестационарного торгового объекта аттракцион – электромобили, определен по адресу: г. Сыктывкар, ул. ...) согласно схеме размещения.

    Таким образом, с учетом названных обстоятельств, ссылка административного ответчика в обжалуемом отказе на пункт 3 статьи 5 Закона Республики Коми № 91-РЗ как основание к несогласованию проведения публичного мероприятия является верной.

Доводы представителя административного истца о нераспространении запрета на проведение публичного мероприятия в форме пикета на детских площадках, местах, определенных органами местного самоуправления в Республике Коми для проведения мероприятий и отдыха с участием детей, указанного в статье 5 Закона РК № 91-РЗ не влечет за собой признания незаконным оспариваемого ответа, поскольку статья 5 Закона является дополняющей к ст. 8 ч. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», запрещающей проведение любых публичных мероприятий.

Позиция как административного истца, так и его представителя о согласовании проведения на ... иных публичных мероприятий материалами дела подтверждается (в частности публичное мероприятие 07.11.2018 года, 02.12.2018 года, 01.05.2019 года), однако такое согласование связано с наличием письменного согласия правообладателей территории, где были проведены публичные мероприятия, в данном случае – с Индивидуальным предпринимаем Дитятевым И.П. При рассмотрении настоящего административного дела такое согласование с правообладателем представлено не было.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по рассматриваемому делу не имеется и судом она не установлена.

Из совокупности вышеприведенных обстоятельств следует, что несогласование органом местного самоуправления проведение публичного мероприятия и предложение об изменении места проведения публичного мероприятия на иные места его проведения, является обоснованным, вынесенным в соответствии с действующими нормативными актами и не нарушает право административного истца на свободу собраний, поскольку не препятствует целям публичного мероприятия в предложенных муниципальным образованием местах.

Изложенная в оспариваемом письме информация является достоверной и достаточной, ответ заявителю дан в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в требуемом месте, что в полном объеме согласуется с позицией, изложенной в Пленуме Верховного Суда РФ от 26.06.2018 года № 28 (пункт 12, 14).

С учетом изложенного, административное исковое заявление Ананиной Н.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 226-227, 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ананиной ФИО2 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа от 17 сентября 2019 года в согласовании публичного мероприятия – пикетирования, назначенного к проведению на 22 сентября 2019 года на ... г. Сыктывкара в период с 12 до 14 час., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.

Судья А.П. Леконцев

2а-9023/2019 ~ М-9087/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ананина Н.В.
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Сыктывкарский городской суд
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
20.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
20.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2019[Адм.] Судебное заседание
21.09.2019[Адм.] Судебное заседание
21.09.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее