Решение по делу № 3а-18/2017 (3а-204/2016;) от 11.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 02 марта 2017 года

Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Туглаковой Л.Г., при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрации Муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», Администрации МО «Нижнеилимский район» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 54422 кв.м., расположенного по "адрес изъят", промплощадка ОАО Коршуновский ГОК, имеющего вид разрешенного использования «для размещения Промплощадки-1» в размере его рыночной стоимости.

В обоснование требований общество указало, что земельный участок принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от "дата изъята" , свидетельства о государственной регистрации права серии "номер изъят".

Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 г. №239-пп « О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 года № 517-пп» по состоянию на "дата изъята" и установлена в размере (данные изъяты). Земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). Удельный показатель кадастровой стоимости составляет (данные изъяты) за 1 кв.м.

Завышенная кадастровая стоимость земельного участка, по мнению представителя истца, недостоверна, существенно превышает рыночную стоимость и отражается на оплачиваемом обществом размере земельного налога.

По итогам независимой оценки стоимости земельного участка, выполненного ООО «Центр профессиональной оценки» и представленной в отчете "номер изъят", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

Согласно экспертному заключению "номер изъят", отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Решением от 21.07.2016г. заявление ПАО «Коршуновский ГОК» отклонено.

Представитель ПАО «Коршуновский ГОК» просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на "дата изъята" в размере его рыночной стоимости в (данные изъяты);

Обязать орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости изменения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель истца П., действующая на основании доверенности, отсутствовала. В письменных пояснениях заявленные ПАО «Коршуновский ГОК» исковые требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере, установленном в отчете "номер изъят".

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета полагает необоснованным привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве ответчикапо данному иску, просил рассмотреть дело по существу без его участия, в удовлетворении требований ПАО «Коршуновский ГОК» отказать.

Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенный о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление ПАО «Коршуновский ГОК» просил принять по делу законный и обоснованный судебный акт, а также просил рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель Управления Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление просил рассмотреть дело без участия Управления.

Администрация муниципального образования «Железногорс-Илимское городское поселение», надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель указал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, суд, совещаясь на месте, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, заявлены ПАО «Коршуновский ГОК» правомерно.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым "номер изъят", площадью 54422 кв.м., расположенный по "адрес изъят", промплощадка ОАО Коршуновский ГОК, имеющий вид разрешенного использования «для размещения Промплощадки-1» принадлежит ПАО «Коршуновский ГОК» на праве собственности на основании договора купли-продажи от "дата изъята" , свидетельства о государственной регистрации права серии "номер изъят".

Согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года), земельный участок с кадастровым "номер изъят" отнесен к 9 группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», и удельный показатель кадастровой стоимости составляет (данные изъяты) за 1 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляет: (данные изъяты).

Для определения рыночной стоимости земельных участков истцом был заключен договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка с ООО «Центр профессиональной оценки».

Согласно отчету от "дата изъята" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

На отчет ООО «Центр профессиональной оценки» представлено положительное экспертное заключение "номер изъят" ООО «Российское общество оценщиков».

ПАО « Коршуновский ГОК» "дата изъята" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданную при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

"дата изъята" Комиссия отклонила заявление истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.

Определением суда от 14 декабря 2016 года по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

1/ допущено ли оценщиком ООО «Центр профессиональной оценки» К. в отчете "номер изъят" нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости указанных земельных участков, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость земельного участка, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой?

2/ какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 54422 кв.м., расположенного по "адрес изъят", промплощадка ОАО Коршуновский ГОК, имеющего вид разрешенного использования «для размещения Промплощадки-1» по состоянию на "дата изъята" ?

Согласно заключению эксперта ФБУ Иркутская ЛСЭ Минюста России С. оценщиком ООО «Центр профессиональной оценки» К. в отчете "номер изъят" не допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости указанного земельного участка, правильно определены факторы, влияющие на стоимость земельного участка, не допущены ошибки при выполнении математических действий; информация, приведенная в Отчете частично является недостоверной и неоднозначной, но выявленные несоответствия не повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 54422 кв.м., расположенного по "адрес изъят", промплощадка ОАО Коршуновский ГОК, имеющего вид разрешенного использования «для размещения Промплощадки-1» по состоянию на "дата изъята" составляет (данные изъяты).

Суд находит, что заключение эксперта С. является надлежащим доказательством по делу, поскольку заключение соответствует требованиям, предъявляемым Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в его объективности, его содержание соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертом объекты оценки в целом идентифицированы. В заключение эксперта отражены основные стоимостные характеристики и факторы объекта оценки, используемые в расчетах его стоимости. Методические основы определения стоимости изложены в заключении достаточно полно, применение сравнительного подхода для определения стоимости объекта оценки обоснованно.

Доказательств недостоверности установленной в заключение эксперта рыночной стоимости земельных участков лица, участвующие в деле, не представили.

Оснований для выводов о недостоверности результатов судебной экспертизы у суда отсутствуют.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере равной их рыночной стоимости, определенном согласно заключению эксперта, поэтому требования истца подлежат в этой части удовлетворению.

В пункте 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015г. « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения следующего содержания: «Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Соответствующее заявление ПАО «Коршуновский ГОК» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданную при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области подано – "дата изъята" .

Требования заявителя о возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд считает излишне заявленными, поскольку в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 08 июня и 13 июля 2015 года), части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, непосредственно осуществляющим полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, который принимает к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому в этой части заявленных требований, следует отказать в их удовлетворении.

При этом, суд учитывает, что какая-либо материально-правовая заинтересованность в данном деле у органа кадастрового учета отсутствует, поэтому на него не может быть возложена обязанность, так как внесение в государственный кадастр недвижимости сведений является следствием принятия судом решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 178-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковоезаявление Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью 54422 кв.м., расположенного по адресу"адрес изъят", промплощадка ОАО Коршуновский ГОК, имеющего вид разрешенного использования «для размещения Промплощадки-1» по состоянию на "дата изъята" в размере (данные изъяты).

В удовлетворении требования о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" на его рыночную стоимость отказать.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» судебные расходы в виде оплаты работ по производству судебной экспертизы в пользу ФБУ «Иркутская лаборатория судебной экспертизы» МЮ РФ ИНН/КПП 3808041927,381101001 УФК по Иркутской области путем перечисления денежной суммы в размере (данные изъяты) на счёт "номер изъят" Отделение Иркутск ПАО СБЕРБАНК г.Иркутск; БИК: 042520001; КБК 00000000000000000130 (за экспертизу) ОКТМО 25701 000.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области "дата изъята" .

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий судья Л.Г. Туглакова

3а-18/2017 (3а-204/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПАО "Коршуновский ГОК"
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"
Управление Росреестра по Иркутской области
Другие
Администрация МО "Нижнеилимский район"
Правительство Иркутской области
Администрация МО "Железногорск-Илимское городское поселение"
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Туглакова Лариса Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
11.11.2016Регистрация административного искового заявления
11.11.2016Передача материалов судье
14.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2016Предварительное судебное заседание
10.02.2017Производство по делу возобновлено
10.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2017Судебное заседание
02.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2017Дело оформлено
02.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее