Решение от 19.11.2015 по делу № 2-5734/2015 от 01.10.2015

Дело N2-5734/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2015 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Веселовой Е.Г.,

при секретаре Тайдаковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левичева ФИО12, Левичевой ФИО13 к Администрации г. Бийска, Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по включению в списки граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Левичев Е.В., Левичева А.В. обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по включению в списки граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.

В обоснование заявленных исковых требований указали, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года и был признан нуждающимся в капитальном ремонте. В связи с чем, ими было подано заявление о включение в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Бийска уведомила истцов о том, что отсутствуют основания для включения их в указанный список, поскольку на момент чрезвычайной ситуации они являлись собственниками иного жилого помещения по адресу: <адрес>.

В тоже время, согласно строительно-технического заключения , установлено, что техническое состояние квартиры в жилом доме, по вышеуказанному адресу не отвечает требованиям действующих нормативных документов, техническое состояние здания в целом и конструктивных элементов здания – недопустимое состояние. Основные несущие конструкции жилого дома (стены, фундамент) находятся в недопустимом состоянии, следовательно, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью находящихся в нем граждан. Данная квартира требует капитального ремонта.

В судебном заседании истцы Левичев Е.В., Левичева А.В. исковые требования поддержали в полном объеме, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации г.Бийска Калачев В.И., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что представленные истцами заключения специалистов не являются допустимыми доказательствами по делу. При этом, указал, что намерения ходатайствовать о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы для обоснования возражений в рамках заявленных требований, со стороны ответчика не имеется.

Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении требований истцам в полном объеме. Также ходатайствовали о приостановлении производства по делу до рассмотрения иного гражданского дела по заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельного положения Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 года № 234.

Представители третьих лиц Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главтрудсоцзащиты в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Со стороны Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истцов, представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 30 мая 2014 года на территории г. Бийска сложилась ситуация, которая была зарегистрирована, как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

    В результате этого Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучковым В.А. объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края, в связи с чем, Администрацией Алтайского края приняты постановления от 29 мая 2014 г. №254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 04 июня 2014 г. №264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».

В силу ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

    С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. №447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение и реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее - Правила).

    Пунктом 1 Правил устанавливается порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

    Согласно подпункту «а», пункта 5 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

    В силу положений п.4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.

При этом Администрацией Алтайского края принято Постановление №234 от 17 июня 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок»).

    В силу п.11 Порядка, социальная выплата предоставляется за счет иных межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края на цели, указанные в пункте 1 настоящего порядка.

    Из анализа указанных норм законодательства следует, что финансирование социальной выплаты на капитальный ремонт жилых помещений, пострадавших в результате ЧС, производится только за счет федерального бюджета, финансирование средств бюджета Алтайского края на это не предусмотрено.

    Соответственно, с учетом требований п.«з» ч.1 ст.72 Конституции РФ, относящей к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществление мер по ликвидации последствий стихийных бедствий, субъект Российской Федерации при утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, не вправе включать дополнительные условия для предоставления гражданам единовременных денежных выплат.

Вместе с тем, пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

-являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

-проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;

-не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

-включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.

Решением Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года абзац 4 пункта 4 указанного Порядка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года № 234, в части слов «и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты», признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для приостановления производства по рассматриваемому делу до вступления в законную силу решения Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела.

В соответствии с п.п. 1,2,5 ст.76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В данном случае из положений подпункта «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение и реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. №447, следует, что Правительство Российской Федерации предусмотрело исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры социальной поддержки.

Такими условиями являются: 1) указанные граждане проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, 2) они не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, 3) или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.

При этом федеральный законодатель не связывает предоставление указанных мер социальной поддержки с датой подачи заявления гражданина о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поскольку из приведенных положений Правил определенно следует, что совокупность условий, при наличии которых гражданам, предоставляются меры социальной поддержки, в виде денежных компенсаций на ремонт жилого помещения, поврежденного в результате ЧС, должна существовать на момент предоставления указанных мер.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для получения социальной выплаты, в числе прочих условий, является факт отсутствия иного жилого помещения, пригодного для проживания на момент предоставления социальной выплаты.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности истцам Левичеву Е.В. и Левичевой А.В., что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании акта обследования поврежденного индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией при администрации г.Бийска, и утвержденного Главой администрации г.Бийска, МКУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ», установлено, что указанный жилой дом получил повреждения в результате паводка в мае-июне 2014 года и для его восстановления требуется капитальный ремонт.

Первоначально истец Левичев Е.В. обратился с заявлением в адрес администрации г. Бийска о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилья ДД.ММ.ГГГГ. Повторно истцы обратились с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Администрации г.Бийска от 10.07.2015 года №1236/1/Пав/01-18 истцы были уведомлены, что им отказано во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, на основании п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года №234, а именно, в связи с тем, что на момент паводка (29.05.2014 года) они являлись собственниками иного, не поврежденного в результате паводка, пригодного для проживания помещения по адресу: <адрес>.

Действительно, согласно представленных документов, собственниками вышеуказанного жилого помещения являются: Левичев Е.В. (<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), Левичева А.В и ФИО14 по <данные изъяты> доли в праве собственности (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что указанный жилой дом, наличие в собственности которого явилось основанием для отказа истцам в праве на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого дома по <адрес>, является непригодным для проживания как на дату проведения обследования, так и на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными со стороны истцов строительно-техническими заключениями от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ, выполненными <данные изъяты>».

Так, согласно строительно-технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние квартиры в жилом доме по адресу: <адрес> не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и конструктивных элементов здания – недопустимое состояние, категория технического состояния строительных конструкций или здания в целом, характеризующая снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Основные несущие конструкции жилого дома (стены, фундамент) находятся в недопустимом состоянии, следовательно, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью находящихся в нем граждан. В связи с этим, указанное жилое помещение находится в недопустимом состоянии и требует капитального ремонта.

Согласно строительно-технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние квартиры в жилом доме по адресу: <адрес> не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и конструктивных элементов здания – недопустимое состояние. Снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик дома произошло естественным путем в процессе эксплуатации, а не в результате паводкового наводнения 2014 года, что подтверждается расположением повреждений в доме. Основные несущие конструкции жилого дома (стены, фундамент) находятся в недопустимом состоянии, следовательно, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью находящихся в нем граждан, что свидетельствует о том, что квартира в жилом доме по адресу: <адрес> не пригодна для проживания.

Заключения специалистов основано на непосредственном осмотре и исследовании жилого дома, подтверждено приложенными к заключению фотографиями объекта исследования, специалисты обладают необходимым образованием и стажем работы в области оценки и экспертизы.

Доказательств, опровергающих указанные строительно-технические заключения, со стороны ответчика не представлено.

Кроме этого, истцами представлен акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ проведенный комиссией администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, согласно заключения которой установлено, что квартира в жилом доме по адресу: <адрес> не пригодна для проживания, с 2011 года находится в аварийном состоянии, требует капитального ремонта.

Таким образом, факт отсутствия иного жилого помещения, пригодного для проживания, на который ссылаются истцы, в ходе рассмотрения дела, ответчиком не опровергнут.

Поскольку у истцов отсутствовало иное жилое помещение, пригодное для проживания, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, а также и на момент рассмотрения дела, они имеют право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах, исковые требования Левичева Е.В. и Левичевой А.В. к Администрации г. Бийска о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности по включению в списки граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта, суд находит полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, суд полагает, что указанные требования, предъявленные к Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворению не подлежат, поскольку Управление не наделено полномочиями по формированию списков граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░15, ░░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░17, ░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░19, ░░░░░░░░░ ░░░20 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                      ░.░. ░░░░░░░░

2-5734/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Левичев Е.В.
Левичева А.В.
Ответчики
Администрация г.Биийска
ГУ строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства АК
Другие
Главтрудзащита
ГУ АК по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
ГУ МЧС Росии по Алтайскому краю
Управление социальной защиты населения г. Бийска
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
01.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2015Передача материалов судье
06.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.10.2015Предварительное судебное заседание
19.11.2015Судебное заседание
24.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2015Дело оформлено
19.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее