АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022,г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д.59-б
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иваново дело № А17-6097/2011
25 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2011 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бузаевой С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя Петрова Николая Михайловича
к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лаптева П. С., представителя по доверенности № 37512 от 15.09.2011 года;
индивидуального предпринимателя Петрова Н. М., паспорт 2402 769250, выдан отделом ОВД Фрунзенского района г. Иваново 22.04.2003 г., выписка из ЕГРИП от 12.10.2011 г.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Петрова Николая Михайловича (далее – предприниматель, ИП Петров Н. М.) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель указал на выявленные в ходе плановой документарной проверки проведенной в период с 21.09.2011 г. по 14.10.2011 г. факты нарушения транспортного законодательства со стороны индивидуального предпринимателя Петрова Н. М., осуществляющего коммерческие перевозки пассажиров, о чем составлен протокол об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 года.
В судебном заседании предприниматель Петров Н. М.выявленные правонарушения признал, указал, что в настоящее время водитель Куклев А. В. уволен, инструктаж водителей проводится.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд считает заявление Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Петров Н. М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.10.2011 г., ОГРНИП 304370218900368, ИНН 373100154250.
Для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. оформлена лицензия АСС – 37 № 407678, сроком действия с 02.01.2005 г. до 02.01.2010 года, продлена до 02.01.2015 г.
В период с 21.09.2011 г. по 14.10.2011 г. Управлением государственного автодорожного надзора по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены факты нарушения транспортного законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Петрова Н. М., осуществляющего перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек:
1. В нарушение пункта 2.3.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" (далее - Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15) индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей путем проведения в установленном порядке стажировки водителей;
2. В нарушение пункта 2.3.4 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (далее - Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2) индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей, водители не обеспечены полной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей;
3. В нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ), пункта 2.3.5 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2, индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей, не организовано повышение профессионального мастерства водителей путем организации ежегодных занятий по соответствующей программе;
4. В нарушение пункта 2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2, индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. к междугородным перевозкам пассажиров допущены водители, не имеющие непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса трех последних лет;
5. В нарушение статьи 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, пункта 2.3.2, 5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2, индивидуальный предприниматель Петров Н. М. не обеспечил проведение послерейсового медицинского осмотра водителей.
По факту допущенных индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. нарушений составлен протокол № 002625 от 14.10.2011 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ от 08.08.2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которые представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
В силу подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637, лицензионным требованием при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В силу пункта 2.3.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 г. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Имеющимися в материалах дела документами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 г., актом от 14.10.2011 г. № 204 и иными материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей путем проведения в установленном порядке стажировки водителей. Водители Семов К. А. и Куклев А. В. допущены к перевозкам пассажиров без стажировки, предпринимателем данные о водителе-наставнике не представлены.
В силу пункта 2.3.4 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2 к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования: обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями. При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.
Имеющимися в материалах дела документами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 г., актом от 14.10.2011 г. № 204, копией из журнала инструктажей водителей по безопасности движения и иными материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей, водители не в полном объеме обеспечены информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. Отсутствуют инструктажи по правилам проезда через железнодорожные переезды, по соблюдению Правил дорожного движения и обеспечению безопасности автобусных перевозок, об условиях движения и наличии опасных мест на маршруте.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу пункта 2.3.5 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2 к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования: владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
Имеющимися в материалах дела документами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 г., актом от 14.10.2011 г. № 204 и иными материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. не обеспечена профессиональная надежность водителей, не организовано повышение профессионального мастерства водителей путем организации ежегодных занятий по соответствующей программе.
В силу пункта 2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г № 2 к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования: к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Имеющимися в материалах дела документами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 г., актом от 14.10.2011 г. № 204, списком водителей за период с 01.07.2011 г. по 30.09.2011 г., трудовыми книжками водителей Семова К. А., Куклева А. В. и иными материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Петровым Н. М. к междугородным перевозкам пассажиров допущены водители, не имеющие непрерывного трехлетнего стажа работы в качестве водителя автобуса. Стаж работы водителей ИП Петрова Н. М. - Семова К. А., Куклева А. В. не соответствует требуемому при осуществлении междугородных перевозок. В трудовых книжках водителей Семова К. А., Куклева А. В. отсутствуют данные по работе в качестве водителей автобусов (категория «Д»). Семов К. А. имеет перерыв в трудовой деятельности в качестве водителя более 4-х лет, категория «Д» открыта только 05.07.2011 г.
В соответствии со статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3.2, 5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой. Водитель автобуса обязан на конечных и промежуточных контрольных пунктах внегородских маршрутов (автовокзалах, автостанциях, автокассах) в соответствии с графиком движения делать диспетчерские отметки в путевом листе, обеспечить посадку пассажиров, имеющих проездные билеты, осуществить необходимый технический осмотр автобуса, пройти медицинский осмотр.
Имеющимися в материалах дела документами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 002625 от 14.10.2011 г., актом от 14.10.2011 г. № 204, журналом регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя за период с 01.09.2011 г., путевыми листами № 294, 3296, 302, 304, 250/309, 252/310 и иными материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Петров Н. М. не обеспечил проведение послерейсового медицинского осмотра водителей. Послерейсовый медицинский осмотр отсутствует у водителей: Плетюхина А. Н. (путевой лист № 302 от 15.09.2011 г., путевой лист № 304 от 16.09.2011 г.), Петрова Н. М. (путевой лист № 294 3296), Назарова В. В. (путевой лист № 250/309, 252/310).
На основании вышеизложенного, учитывая положения об обязанности владельцев автобусов по соблюдению лицензионных требований и условий, суд приходит к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает для индивидуальных предпринимателей возможность применения наказания в виде административного штрафа в размере от 3 000 до 4 000 рублей в зависимости от наличия отягчающих вину обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание факт совершения данного правонарушения впервые, суд считает возможным при наложении административного штрафа применить минимальный размер санкций установленной для должностных лиц частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, требования Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Петрова Николая Михайловича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
3. Взыскать с Петрова Николая Михайловича (25.10.1957 года рождения, место рождения -г. Иваново, юридический адрес и место жительства: г. Иваново ул. Танкиста Александрова д.15 кв. 23, ОГРНИП 304370218900368, ИНН 373100154250) штраф в размере 3000 рублей
который должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Ивановской обл. (УГАДН по Ивановской обл.)
Администратор платежа: ИНН 3730003680 КПП: 370201001
Код ОКАТО: 24401000000 ;Счет получателя: 40101810700000010001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. ; БИК банка: 042406001
Код бюджетной классификации: 10611690040040000140
Наименование платежа: штраф по делу № А17- 6097/2011.
4. Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Платежный документ об уплате штрафа предпринимателю представить в Арбитражный суд Ивановской области. В случае отсутствия платежного документа, направить решение суда для принудительного исполнения в УФССП по Ивановской области по истечении тридцати дней с момента вступления решения в законную силу.
5. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции.
Судья Чеботарева И.А.