Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
300041, Россия, г. Тула, Красноармейский пр., 5
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: info@tula.arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
06 июня 2011 года
г. Тула Дело № А68-2018/11
31 мая 2011 г. – дата объявления резолютивной части решения
06 июня 2011 г. – дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Рыжиковой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Департамента здравоохранения Тульской области
к индивидуальному предпринимателю Корыстову Владимиру Викторовичу (ОГРН 304715233800012, ИНН 712200086364)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Никитина Е.А. по доверенности от 17.04.2011 г.;
от ответчика – Корыстов В.В., паспорт.
Протокол вела секретарь судебного заседания Морозова Г.Ю.
Департамент здравоохранения Тульской области (далее по тексту решения также - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Корыстова Владимира Викторовича (далее по тексту решения также предприниматель) по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту решения - КоАП РФ).
Индивидуальный предприниматель Корыстов В.В. в ходе рассмотрения дела и при составлении протокола об административном правонарушении согласился с вменяемым правонарушением.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Комиссия департамента здравоохранения Тульской области на основании приказа от 21.03.2011 № 119-ЛО «О проведении внеплановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности» ИП Корыстова В.В. провела 24.03.2011г. внеплановую проверкусоблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности ИП Корыстова В.В. по месту осуществления деятельности: 301530, Тульская область, г. Белев, в районе жилых домов №31 по ул. Пролетарская и № 64 по ул. Советская в присутствии ИП Корыстова В.В.
При проведении проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности по выше указанному адресу, установленные подп. «з», «г» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, а именно: не соблюдается минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимый для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом МЗ CP от 15.09.2010 №805н; не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов списка Б, о чем составлен акт проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности от 24.03.2011 № 27.
24.03.2011 г. главным специалистом-экспертом отдела по лицензированию в отношении ИП Корыстова В.В. составлен протокол об административном правонарушении б/н по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в присутствии Корыстова В.В., который согласился с протоколом.
Учитывая, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, Департаментом были направлены материалы дела об административном правонарушении в Арбитражный суд Тульской области.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы заявителя, заинтересованного лица, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Корыстов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-71-02-000071 от 09.02.2009 г., сроком действия до 09.02.2014 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной части понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании подп. 47 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании).
В силу п. 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«и» пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
Пунктом 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В силу п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 805н утвержден Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи.
Департамент вменяет предпринимателю в вину отсутствие в аптечном пункте следующих лекарственных средств, включенных в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи: амоксициллин (капсулы), ампициллин (капсулы), беклометазон (аэрозоль), изосорбида динитрат (капсулы), кагоцел (таблетки).
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 805н из перечисленных выше лекарственных препаратов в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов входят только кагоцел (таблетки). Следовательно, отсутствие иных указанных выше лекарственных препаратов, не входящих в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях предпринимателя Корыстова В.В., осуществляющего розничную торговлю лекарственными средствами в аптечном пункте, что подтверждается приложением к лицензии №ЛО-71-02-000071 от 09.02.2009 г.
Отсутствие на момент проверки в аптечном пункте, принадлежащем предпринимателю Корыстову В.В., лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов, а именно: кагоцел (таблетки), подтверждено материалами дела; свидетельствует о нарушении последним п.1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и подпункта «г» п. 4 и п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Департаментом в ходе проверки было установлено, что Корыстовым В.В. нарушены условия хранения лекарственных средств списка «Б»: эглонила, сульфацила натрия, трихопола, которые хранились на полке, а следовало – в деревянном закрывающемся шкафу; круг резиновый подкладной хранился у батареи.
В соответствии с подпунктом «з» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, к числу лицензионных требований и условий относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях».
В силу пункта 1.2 ОСТа, положений статьи 46 Закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ОСТ распространяется и является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
В соответствии с пунктом 5.6 Отраслевого стандарта к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и «Б» предъявляются особые требования, в частности:
- лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам «А» и «Б» (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список «А») и в деревянных шкафах под замком (список «Б»);
- на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка «А», должны быть надписи «А», «Venena», а на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка «Б», - надписи «Б», «Heroica» и перечни препаратов списков «А» и «Б» с указанием высших разовых и суточных доз;
- надписи на штангласах, в которых хранятся лекарственные средства списка «А», должны быть белого цвета на черном фоне, а на штангласах, содержащих лекарственные средства списка «Б», красного цвета на белом фоне; в обоих случаях на штангласах должны быть указаны высшие разовые и суточные дозы.
Приказ Минздрава РФ от 31.12.1999 № 472, утвердивший Перечень лекарственных средств списков «А» и «Б», утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2010 № 380.
В то же время, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н были утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее по тексту решения - Правила), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно п. 10 Правил стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
На момент проверки условия хранения ИП Корыстовым В.В. лекарственных средств, в любом случае, не соответствовали требованиям Правил хранения лекарственных средств, что последним не отрицается.
Факт отсутствия в момент проверки в аптечном пункте предпринимателя вышеуказанного лекарственного средства и ненадлежащего хранения лекарственных средств подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.03.2011 г., актом проверки от 16.03.2011 г.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ).
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, определяется в форме умысла или неосторожности и, согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, выносимом Прокурором), объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд, исследовав представленные в дело доказательства, установил, что предпринимателем нарушены: п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и подпункты «г», «з» п. 4 Положения о лицензировании, то есть имеет место нарушение лицензионных требований.
Обстоятельств, объективно препятствующих совершению действий по соблюдению законодательства, не имелось.
Административное правонарушение совершено предпринимателем Корыстовым В.В. по неосторожности, поскольку он не предвидел наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Вина предпринимателя доказана.
Нарушений процедуры привлечения предпринимателя Корыстова В.В. к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом не установлено смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности согласно статье 4.5 КоАП РФ не истек.
Исходя из принципа соразмерности назначаемого наказания совершенному правонарушению, суд считает возможным назначить Подкосовой Г.А. наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 4000 руб.
Штраф может быть уплачен в добровольном порядке в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу. В случае добровольной уплаты штрафа доказательства уплаты направить в суд, в случае неуплаты в добровольном порядке в соответствии со ст. 319 АПК РФ выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения Арбитражного суда Тульской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ
Получатель: УФК по Тульской области (Департамент здравоохранения Тульской области)
ИНН 7107006311
КПП 710701001
КБК 060 11612000010000140
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области г. Тула
счет: 40101810700000010107
БИК 047003001
ОКАТО: 70401000000
ОГРН 1027100971083
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Департамента здравоохранения Тульской области (г. Тула, ул. Оборонная, д. 114-г) удовлетворить.
Привлечь Корыстова Владимира Викторовича, 03.06.1968 г. рождения, уроженца д. Ветренка Крамского района Орловской области, проживающего по адресу: Тульская область, г. Белев, ул. Рабочая, д. 54 кв. 55, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией МНС России № 12 по Тульской области 03.12.2004 г., к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 4 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия.