Судья Володина О.В. дело № 33-896/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 31 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Жуковой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 марта 2016 года, которым постановлено:
признать за Максимовой Э. С. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности:
в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев: периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в должности медицинской сестры <...>» с 27 апреля 1990 года по 30 июня 1990 года, с 01 июля 1990 года по 25 августа 1990 года;
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в должности медицинской сестры <...>» с 26 августа 1990 года по 09 ноября 1992 года;
в календарном исчислении:
период работы в должности палатной медицинской сестры в <...> с 22 октября 2014 года по 21 октября 2015 года.
Назначить Максимовой Э. С. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на назначение пенсии с 22 октября 2015 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл в пользу Максимовой Э. С. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимова Э.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее – ГУ - УПФ РФ в
г. Йошкар-Оле), в котором просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности 30 лет, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев: периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в должности медицинской сестры <...> с 27 апреля 1990 года по 30 июня 1990 года, с 01 июля 1990 года по 25 августа 1990 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в должности медицинской сестры <...>» с 26 августа 1990 года по 09 ноября 1992 года; в календарном исчислении - период работы в должности палатной медицинской сестры <...> с 22 октября 2014 года по 21 октября 2015 года, и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на назначение пенсии 22 октября 2015 года, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска указала, что 21 октября 2014 года она обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 05 декабря 2014 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. Пенсионным органом незаконно отказано во включении в специальный стаж указанных выше периодов в льготном исчислении. С данным решением истец не согласен, так как оно не соответствует положениям пенсионного законодательства. Поскольку она продолжает работать в том же структурном подразделении и в той же должности, что и на момент подачи заявления для назначения пенсии, то право на назначение досрочной пенсии по старости возникло у нее 22 октября 2015 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле просит решение суда отменить в части назначения Максимовой Э.С. досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на назначение пенсии с 22 октября 2015 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в этой части отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что назначение пенсии носит заявительный характер. Назначение
Максимовой Э.С. досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию с 22 октября 2015 года, не связанной с датой обращения истца за пенсией является незаконным. Поскольку после 21 октября 2014 года Максимова Э.С. с заявлением о назначении пенсии к ответчику не обращалась, у суда отсутствовали основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты.
В возражениях на жалобу Максимова Э.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле Колотыгиной Г.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Максимовой Э.С. и ее представителя Колиной Л.С., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле, не оспаривая решение суда в части признания за Максимовой Э.С. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, включении спорных периодов в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, приводит доводы об отмене решения суда в части возложении обязанности на ответчика назначить Максимовой Э.С. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на назначение пенсии с 22 октября 2015 года.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункта 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Максимовой Э.С. заявлены требования о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить данную пенсию со дня возникновения права на нее.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - УПФ РФ в
г. Йошкар-Оле от 05 декабря 2014 года № <...> Максимовой Э.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет. Специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии, т.е. на 21 октября 2014 года, составил 27 лет 08 месяцев 26 дней.
ГУ – УПФ РФ в г. Йошкар-Оле в апелляционной жалобе не оспаривается, что датой возникновения права Максимовой Э.С. на досрочную страховую пенсию по старости является 22 октября 2015 года, поскольку на указанную дату истцом выработан необходимый для назначения досрочной страховой пенсии специальный стаж.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину указанной пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на ее назначение. Поэтому если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период после принятия пенсионным органом решения об отказе в ее назначении при рассмотрении дела судом, то суд не лишен возможности указать на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требование Максимовой Э.С. о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости и возложил на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на назначение пенсии с 22 октября 2015 года.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции, не содержат оснований для изменения или отмены по существу правильного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин