Решение по делу № 2а-107/2018 ~ М-101/2018 от 18.04.2018

№ 2а-107/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2018 года                           с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Стукаловой Е.Н.,

при секретаре Мошляк С.Н.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,

представителя административного ответчика Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края Митченко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия, в котором указал следующее. Прокуратурой Родинского района Алтайского края 09.04.2018 проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что на основании п. 22 ч. 1, ч. 4 ст. 14, ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от 27.10.2017 № 34 об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района Алтайского края в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края.

В нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) в ходе проведенной проверки выявлено неисполнение требований п. 6.3, п. 6.4, п. 6.6, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84 (далее - Санитарные правила) на территории общественного кладбища Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, а именно: на территории указанного общественного кладбища площадки для мусоросборников в соответствии с указанными требованиями законодательства не организованы, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива.

Бездействие Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие при содержании общественных кладбищ.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Руководствуясь ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор Родинского района Алтайского края просил признать незаконным бездействие Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественного кладбища, расположенного на территории Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива. Обязать Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие на территории общественного кладбища Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива. Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Мошляк О.А. на удовлетворении административного иска настаивала и в качестве его обоснования привела доводы, аналогичные указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края Митченко П.А. в судебном заседании административные исковые требования прокурора Родинского района признал в полном объеме, приобщил к материалам дела заявление о признании обстоятельств, на которых административный истец основывает свои требования. Последствия признания обстоятельств в порядке, установленном ст. 65 КАС РФ, и принятия их судом, ему разъяснены и понятны. Митченко П.А. пояснил, что административным ответчиком предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Выслушав заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А., представителя административного ответчика Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края Митченко П.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как установлено в судебном заседании, указанный процессуальный срок административным истцом не пропущен. Так, факт нарушения законодательства о погребении и похоронном деле обнаружен прокуратурой района 09.04.2018, в тот же день прокуратурой Родинского района Алтайского края подготовлено административное исковое заявление и 18.04.2018 прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон №8-ФЗ) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона №8-ФЗ).

Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от 27.10.2017 № 34 об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы Администрации Зеленолуговского сельсовета.

Таким образом, судом установлено, что полномочия по содержанию мест захоронения в границах сельского поселения Зеленолуговского сельсовета возложены на Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края.

В соответствии ч. 1 ст. 2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона №52-ФЗ).

В силу ст. 8 Закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно п. 6.3. СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.

П. 6.4. при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

П. 6.6. на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

П. 6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Администрация Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края является органом местного самоуправления и зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.12-15).

В судебном заседании установлено, что и.о. прокурора Родинского района Мошляк О.А. проведена проверка исполнения Администрацией Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края по соблюдению требований законодательства о погребении и похоронном деле в период с 19 марта по 9 апреля 2018 года по результатам которой установлено, что Администрация Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, на территории которого имеется 1 кладбище, не исполняет требования п.п. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11. Так, в соответствии с указанными требованиями законодательства на территории общественного кладбища не организованы площадки для мусоросборников, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение и/или колодец шахтного типа для полива. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 09.04.2018 и признаются административным ответчиком (л.д.5)

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края обратился к суду с заявлением о признании обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, судом принято решение о принятии признания данных обстоятельств в соответствии со ст. 65 КАС РФ, также суду пояснил, что работа по устранению выявленных нарушений ведется.

Таким образом, в нарушение требований п.п. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 до настоящего времени административным ответчиком на территории общественного кладбища площадки для мусоросборников в соответствии с указанными требованиями законодательства не организованы, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о бездействии Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившемся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства. Данное бездействие органа местного самоуправления является незаконным, поскольку нарушает права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Суд считает необходимым обязать Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края обеспечить наличие на территории общественного кладбища Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива. Срок исполнения решения суда суд полагает необходимым установить 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок суд находит разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

В связи с этим административное исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

2а-107/2018 ~ М-101/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Родинского района Алтайского края
Ответчики
Администрация Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края
Суд
Родинский районный суд
Судья
Стукалова Евгения Николаевна
18.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2018[Адм.] Судебное заседание
10.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2018[Адм.] Дело оформлено
28.01.2019[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее