Решение по делу № 4Г-1002/2017 [44Г-40/2017] от 06.10.2017

г-40/2017

1 инстанция – судья Семенуха Т.Б.

2 инстанция – судьи Григорова Ж.В., Ефимова В.А., Радовиль В.Л. (докл.),

Постановление

Президиума Севастопольского городского суда

г. Севастополь 18 октября 2017 года

Президиум Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего: Золотых В.В.,

членов президиума: Авхимова В.А., Бабича В.В., Решетняка В.И., Устинова О.И.,

рассмотрев гражданское дело по иску Платонова Руслана Алексеевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя (третье лицо – Правительство Севастополя) о предоставлении жилья вне очереди,

переданное на рассмотрение суда кассационной инстанции на основании определения судьи Севастопольского городского суда Макаровой Е.В. от 6 октября 2017 года по кассационной жалобе Платонова Руслана Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2017 года,

заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Макаровой Е.В.,

установил:

Платонов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Правительству Севастополя и Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (третье лицо – Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя) о предоставлении жилья вне очереди. В обоснование заявленных требований указал, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В 2000 году его отец, П.А.И., умер, мать, П.С.А., была лишена родительских прав, а в 2015 году умерла. На основании распоряжения о создании приемной семьи от 27 ноября 2006 года Платонов Р.А. был помещен в приемную семью и находился в ней до совершеннолетия. С 17 ноября 2011 года и до настоящего времени место жительства Платонова Р.А. зарегистрировано по адресу: <адрес>.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №1309-р от 15 декабря 2011 года Платонов Р.А. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты».

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя №111 от 11 сентября 2015 года Платонов Р.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилья, и на момент обращения в суд с иском стоит в очереди под номером 153. Жилое помещение Платонову Р.А. не было представлено, своего жилья он не имеет, в связи с чем истец, ссылаясь на положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положения Закона города Севастополя №112-СЗ от 9 февраля 2015 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе», просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение вне очереди.

Определением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 11 января 2017 года произведена замена ненадлежащих ответчиков – Правительство Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя на надлежащих – Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент образования города Севастополя. Третье лицо – Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя – заменено на Правительство Севастополя (л.д.39).

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 9 марта 2017 года исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Платонову Р.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2017 года решение суда первой инстанции отменено.

По делу принято новое решение, которым Платонову Р.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту капитального строительства города Севастополя и Департаменту образования города Севастополя о предоставлении жилого помещения вне очереди отказано.

В кассационной жалобе Платонов Р.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и об оставлении в силе решения суда первой инстанции.

По мнению заявителя, судом допущены существенные нарушения норм материального права. Анализируя положения статьи 8 Федерального Закона №159 от 21 декабря 1996 года, заявитель ссылается на то, что федеральный законодатель, определив основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений такой социально незащищенной группы населения как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не установил какой-либо очередности внутри списка указанной льготной категории лиц в качестве условия реализации права на обеспечение жильем.

Определением судьи Севастопольского городского суда от 6 сентября 2017 года дело истребовано из суда первой инстанции, и 20 сентября 2017 года дело поступило в городской суд.

Определением судьи Севастопольского городского суда от 6 октября 2017 года кассационная жалоба Платонова Р.А. с делом передана для рассмотрения в президиум Севастопольского городского суда.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом, однако неявка указанных лиц не препятствует их рассмотрению (часть 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебное заседание не явился Департамент образования г. Севастополя, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Севастопольского городского суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Платонова Р.А., поддержавшего жалобу, выслушав возражения представителя Департамента капитального строительства г. Севастополя Морозовой О.В., действующей на основании доверенности №136 от 1 ноября 2016 года, и представителя Правительства Севастополя Чалого В.В., действующего на основании доверенности №6/31/2-17 от 9 января 2017 года, президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Как установлено судами обеих инстанций, Платонов Р.А. состоит на учете лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", - на основании распоряжения Департамента труда и социальной защиты от 11 сентября 2015 года №111, с датой включения в список – 15 декабря 2011 года под № 153 (л.д. 12).

Разрешая спор и удовлетворяя иск Платонова Р.А., суд первой инстанции верно указал, что истец обладает правом на обеспечение жильем, состоит на учете и включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения его жильем, но Департамент капитального строительства г. Севастополя не предоставил истцу жилое помещение, чем нарушил его права.

Апелляционная инстанция, отменяя решение районного суда, исходила из того, что, поскольку Платонов Р.А., действительно, состоит на учете и включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом установленный статьями 8 и 9 Закона города Севастополя от 9 февраля 2015 года №112-ЗС порядок обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями не исключает установление очередности заключения договоров найма специализированного жилого помещения, то предоставление жилья Платонову Р.А. с соблюдением очереди, соответствующей списку, не является отказом истцу в предоставлении жилья и не нарушает его жилищных прав. Более того, это согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства и требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном же случае право на получение жилья в равной степени имеют все лица, включенные в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а внеочередное или первоочередное обеспечение жильем граждан по указанному основанию законодательством не предусмотрено, в связи с чем, по выводу суда апелляционной инстанции, основания для удовлетворения иска Платонова Р.А. отсутствуют.

С таким выводом судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда президиум согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и действующему закону.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона города Севастополя от 9 февраля 2015 года № 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе".

Как установлено судом, Платонов Р.А. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, являлся воспитанником КВУ Севастопольского детского дома №2, имеет регистрацию в домовой книге детского дома по адресу: <адрес> с 17 ноября 2011 года по настоящее время, не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения и, таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка, однако закон не связывает предоставление жилого помещения с очередностью лица в указанном списке.

Учитывая изложенное, президиум Севастопольского городского суда признает основанным на неправильном толковании норм материального права вывод суда второй инстанции о том, что поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц, предоставление жилого помещения Платонову Р.А. в настоящее время повлечет нарушение прав иных лиц, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее.

Положения вышеприведенных норм не устанавливают очередности внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан. Указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что и предоставление им жилых помещений специализированного жилищного фонда должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Составление такого списка преследует иные, организационные, цели, связанные с необходимостью учета лиц, претендующих на получение жилья по указанным основаниям, и определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2017 года.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.

Поскольку все имеющие правовое значение для настоящего дела обстоятельства судом первой инстанции при разрешении спора были установлены, материальный закон к спорным правоотношениям применен верно, решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 9 марта 2017 года подлежит оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Севастопольского городского суда

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июня 2017 года по делу по иску Платонова Руслана Алексеевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя (третье лицо – Правительство Севастополя) о предоставлении жилья вне очереди отменить.

Оставить в силе решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 9 марта 2017 года по данному делу.

Председательствующий                         В.В. Золотых

4Г-1002/2017 [44Г-40/2017]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с оставлением в силе решения суда 1ой инстанции
Истцы
Платонов Р.А.
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Департамент образования г. Севастополя
Другие
Правительство г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Макарова Елена Валерьевна
18.10.2017
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее