Дело № 2а-155/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области

в составе: председательствующего судьи Фитиной О.А.,

при секретаре Безгодовой С.А.,

с участием представителя административного истца Администрации Шатровского района Курганской области - Ядрышниковой <..............>.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области «02» мая 2017 года по общим правилам административного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Администрации Шатровского района Курганской области к <..............> районному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Шатровского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к <..............> районному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству о предоставлении жилого помещения ФИО2 (л.д.1-2).

В обоснование исковых требований указано, что решением Шатровского районного суда Курганской области по делу № 2-323/15 удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> о возложении на Администрацию <..............> района обязанности предоставить лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - ФИО3 по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение. Обязанность по финансированию данных мероприятий возложена на Правительство Курганской области. По делу выдан исполнительный лист № от 09.02.2016 и возбуждено исполнительное производство.

В <..............> году Администрацией Шатровского района приобретены и предоставлены <..............> квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Более финансовых средств либо материальных ресурсов из областного бюджета в бюджет Шатровского района на данные нужды не направлялось.

В 2016 г. Администрация Шатровского района неоднократно ходатайствовала перед Правительством Курганской области о финансировании, однако, средств не поступило.

Финансирование расходов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является расходными обязательствами Правительства Курганской области, которые предусматриваются Законом Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» и законом Курганской области об областном бюджете.

Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 также внесены изменения в Закон Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», которыми прямо предусмотрено, что детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются жилые помещения, приобретенные за счет средств бюджета Курганской области и переданные в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

Бюджет Шатровского района является дотационным, денежные средства предусмотрены лишь на обеспечение осуществления вопросов местного значения муниципального образования. Финансирование расходов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Курганской области.

Ссылаясь на положения п. 6, 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Администрация Шатровского района Курганской области просит суд об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <..............> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя <..............> РО СП УФССП России по Курганской области от 19.04.2017.

Представитель административного ответчика Шатровского РО СП УФССП России по Курганской области, представитель заинтересованного лица (взыскателя по исполнительному производству) - прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились.

О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного истца Администрации Шатровского района Курганской области – Ядрышникова <..............> (доверенность л.д.15, диплом о высшем юридическом образовании л.д.16), заявленные требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Администрация района неоднократно безрезультатно ходатайствовала перед Правительством Курганской области о выделении денежных средств либо приобретении жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья, для исполнения обязанности по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по финансированию данных мероприятий возложена на Правительство Курганской области. В период после 2015 г. финансовых средств либо материальных ресурсов из областного бюджета в бюджет <..............> района на данные нужды не направлялось.

Заслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что решением Шатровского районного суда Курганской области от 20.11.2015 по гражданскому делу № 2-323/15 на Администрацию Шатровского района Курганской области возложена обязанность предоставить ФИО4. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение. Обязанность по финансированию расходов Администрации Шатровского района по предоставлению жилого помещения ФИО5. возложена на Правительство Курганской области.

Решение суда вступило в законную силу.

16.02.2016 на основании исполнительного листа, выданного Шатровским районным судом Курганской области, постановлением судебного пристава-исполнителя <..............> районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство. Взыскателем является прокуратура <адрес>.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

На основании определения Шатровского районного суда Курганской области от 21.03.2016 Администрации Шатровского района была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.12.2016.

Решение суда не исполнено до настоящего времени.

19.04.2017 судебным приставом-исполнителем <..............> районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании с Администрации Шатровского района Курганской области исполнительского сбора в размере <..............> рублей за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО6 в установленный срок (л.д. 3).

Представленными документами подтверждается, что <адрес> были приняты необходимые меры для обеспечения ФИО7. жильем: <адрес> неоднократно обращалась в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлениями об обеспечении ресурсами для предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В указанных заявлениях содержатся фамилии лиц, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями возложена решениями суда, в списке значится ФИО8. (л.д. 6-14). Дополнительно Администрацией Шатровского района направлялась информация о наличии предложений о продаже жилых помещений на вторичном рынке жилых помещений в Шатровском районе (л.д.6).

В 2016 году и 2017 году денежные средства из федерального и областного бюджета Курганской области в Шатровский район на указанные цели не направлялись (справка финансового отдела Администрации Шатровского района № 031 от 20.04.2017 л.д.10).

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта российской Федерации на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», действовавшим до принятия Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области», было предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Законом Курганской области от 22.12.2015 № 357 «Об областном бюджете на 2016 год» было предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

С учетом изменений, внесенных Законом Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области», в соответствии со ст.2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон Курганской области от 05.10.2007 № 288), полномочия по обеспечению жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии со ст.3-1 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, приобретаемыми за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.

В силу ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Таким образом, государственные полномочия субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Администрация Шатровского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в необходимом объеме.

Таким образом, в судебном заседании установлено отсутствие вины Администрации Шатровского района Курганской области в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ФИО9

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.410 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд пришел к выводу об отсутствии вины Администрации Шатровского района Курганской области в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем, на основании ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исковые требования Администрации Шатровского района Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <..............> ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «03» ░░░ 2017 ░░░░ ░ «09» ░░░. «00» ░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░                     ░.░.░░░░░░

2а-155/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Шатровского района Курганской области
Ответчики
Шатровский РО УФССП России по Курганской области
Другие
Прокуратура Шатровского района Курганской области
Суд
Шатровский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
shatrovsky.krg.sudrf.ru
24.04.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.04.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.04.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2017[Адм.] Судебное заседание
03.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее