Решение от 24.02.2016 по делу № 2-956/2016 (2-8145/2015;) от 07.12.2015

Дело № 2–956/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2016 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Епимахиной И.А.,

при секретаре              Герасименко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КМВ к ИВС при Межмуниципальном отделе МВД России «Советский», Министерству финансов РФ, УМВД России по Калининградской области о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

КМВ обратился в суд с вышепоименованным иском указывая, что в период с < Дата > года он содержался в ИВС МО МВД России «Советский» Калининградской области (ранее ИВС при ОВД г.Советска) по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 146, 212 УК РСФСР, в общей сложности около 100 суток. Условия содержания в данном ИВС не соответствовали требованиям ФЗ № 103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 21 Конституции РФ, ст.3 Европейской Конвенции по защите прав человека, а именно: не соблюдалась норма жилой площади 4 кв.м. на человека, камеры были переполнены; в камере отсутствовало индивидуальное спальное место; не выдавались постельные принадлежности, спать приходилось на голых нарах; кормили 2 раза в сутки вместо положенных трёх раз; не проводилась положенная не менее 1 часа в сутки прогулка; не соблюдались нормы пожарной безопасности; вместо санузла стоял бак, не отвечающий требованиям приватности; отсутствовал умывальник; освещение в камерах было очень тусклым – лампочка 60 Вт, закрепленная за стеклоблоком, окон в камерах не было, что не позволяло читать и писать, готовиться к следствию и суду. Стены камеры были оштукатурены под «шубу», в которой скапливалась пыль, грязь и сырость, жили насекомые – вши, клопы и тараканы; не проводилась дезинфекция камеры. Кроме того, в указанном ИВС отсутствовали табуретки и стол для приема пищи, вешалки для одежды, полки и тумбочки для хранения личных вещей и продуктов, бачок для питьевой воды, таз для стирки, лампа дневного света, вентиляция, радиоточка, душ. Не выдавались книги и газеты, предметы личной гигиены. Большую часть времени пребывания в указанном ИВС истец был несовершеннолетним, 18 лет ему исполнилось лишь в 1992 году. Истец содержался вместе с неоднократно судимыми лицами. Приведенные обстоятельства причинили ему нравственные, моральные страдания, унизили его честь и человеческое достоинство, подвергали опасности здоровье истца. Просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

В судебное заседание истец КМВ, содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в судебном заседании истец не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков Министерства финансов РФ, УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель ответчика ИВС при Межмуниципальном отделе МВД России «Советский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил суду отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 21.07.1998, далее ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ) определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.

Согласно ст.4 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В ст.8 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ указано, что следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно - исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.16 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации подлежали утверждению Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

В ст.17 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка, ст.22 указанного Федерального закона закреплено право подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предусматривалось создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предусматривалось предоставление индивидуального спального места, выдача постельных принадлежностей, посуды и столовых приборов. Все камеры подлежали обеспечению средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливалась в размере четырех квадратных метров.

До введения в действие Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ вопрос содержания лиц в качестве меры пресечения, для которых выбрано заключение под стражу, регулировал Закон СССР от 11.07.1969 г. «Об утверждении Положения о предварительном заключении под стражу» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1969, № 29, ст. 248).

Согласно ст. 9 вышеуказанного Положения лица, заключенные под стражу, имеют право: пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час; пользоваться настольными играми и книгами из библиотеки места предварительного заключения.

В соответствии со ст. 11 данного Положения лицам, заключенным под стражу, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены. Лицам, заключенным под стражу, предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, индивидуальное спальное место, постельные принадлежности и другие виды материально-бытового обеспечения. В необходимых случаях им выдаются одежда и обувь установленного образца. Медицинское обслуживание, а также лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах предварительного заключения организуются и проводятся в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Сведения о содержания истца в ИВС МО МВД России «Советский» Калининградской области и в ИВС УМВД по г. Калининграду на запросы суда представлены не были, в связи с истечением срока хранения документов.

Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 08 июля 2015 года, вступившим в законную силу 27 января 2016 года, по гражданскому делу № 2-2354/2015 года, иск КМВ к ИВС при УМВД г. Советска Калининградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда был удовлетворен в части; взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу КМВ в счет компенсации морального вреда < ИЗЪЯТО > рублей.

В рамках рассмотрения вышеуказанного гражданского дела установлено, что Космачёв М.В. вывозился в ИВС г. Советска: убыл < Дата > – возвращен < Дата >; убыл < Дата > – возвращен < Дата >; убыл < Дата > – возвращен < Дата >; убыл < Дата > – возврат < Дата >.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Космачёв М.В. содержался в ИВС МО МВД России «Советский» в следующие периоды: с < Дата > по < Дата >; с < Дата > по < Дата >; с < Дата > по < Дата >; с < Дата > по < Дата >.

В соответствие с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных ИВС МО МВД России «Советский» сведений следует, что в 1992 году для содержания в ИВС при ОВД по г. Советску лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, использовались четыре камеры площадью 7,8 кв. м, 8,1 кв. м, 8,3 кв. м и 8,3 кв.м. В ИВС помимо камер имелся туалет (санузел) совмещённый с местом для приёма душа, общей площадью 3,4 кв. м, камера административных задержанных площадью 14,1 кв. м (камера №5), кладовая, площадью 7,4 кв. м, а также коридор и одна комната, используемая в качестве следственного кабинета. Стены в камерах были выполнены под «шубу», а не гладко выкрашены. ИВС при ОВД г. Советска не имело должного набора помещений, предусмотренных инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП-12-95, Правилами: комната подогрева пищи и мытья столовой посуды; прогулочный дворик; кладовые для чистого и грязного белья, постельных принадлежностей; кабинет медработника (отсутствовали). Бытовые условия в изоляторе временного содержания не в полной мере отвечали требованиям гигиены и санитарии. Так в камерах ИВС при ОВД г. Советска отсутствовало постельное бельё, водопровод и канализации. Лицам, содержащимся в ИВС, не предоставлялись индивидуальные спальные места, спали на одном общем деревянном настиле. Подозреваемым и обвиняемым выдавались матрасы, одеяла, которые после убытия содержащихся под стражей не подвергались дезинфекционной обработке. В камерах не оборудованы радиоточки, не созданы необходимые условия для хранения личных вещей и туалетных принадлежностей. Санузел содержался: в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии. В ИВС отсутствовал санпропускник с камерой дезинфекции, в связи с чем, не проводилась обработка доставленных лиц. В камерах отсутствовали стол и места для приема пищи.

В ИВС имелась аптечка для оказания первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем средств, предусмотренных приказом МВД РФ и МЗ от 31.12.1999 года № 1175/475. В ИВС отсутствовала должность медработника, экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадой скорой медицинской помощи Советской городской больницы. В ИВС отсутствовал медицинский кабинет, медицинский изолятор, в штат ИВС не введены должности медицинского работника. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывалась бригадой скорой медицинской помощи Советской городской больницы. Дезинфекционные мероприятия в помещениях ИВС проводились 1 раз в месяц.

Сведений об обращении КМВ с жалобами на имя начальника ИВС о ненадлежащих условиях содержания не имеется. По причине отсутствия дворика для прогулки нарушалось право лиц, содержащихся в ИВС на пользование ежедневной прогулкой не менее одного часа. Указанные нарушения явились основанием для вынесения Решения Советским городским судом Калининградской области от 7 октября 2008 года, согласно которого деятельность ИВС при ОВД по Советскому ГО была приостановлена до устранения допущенных нарушений и привидения помещения ИВС в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Документация ИВС при ОВД по г. Советска за 1992 год, в целях подтверждения содержания в ИВС при ОВД по г. Советску гр-на КМВ, а именно документация ИВС (книги учета покамерного содержания в ИВС при ОВД г. Советска, книги учета лиц, задержанных за совершение преступлений ОВД, журналы первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступающим для содержания в ИВС) за 1992 год уничтожена в соответствии с требованиями приказа МВД РФ 615- 96г., в связи с истечением срока архивного хранения. Документация (документы, содержащие техническое описание камер в части площадей помещений, наличии и размерах окон, вентиляции, приборов освещения, отделки стен, наличия отопления, водопровода, канализации, документы, содержащие сведения о санитарной обработке помещений камер (в том числе заверенную копию договора СЭС), документы, содержащие сведения о предметах мебели, находящихся в помещениях камер ИВС, документы, подтверждающие выдачу содержащимся в ИВС лицам предметов личной гигиены, бритвенных принадлежностей, заверенные копии актов проверок ИВС органами, осуществляющими функции по контролю в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, заверенные копии актов ведомственных проверок в части соблюдения администрацией ИВС санитарных правил, правил пожарной безопасности и прав обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, акты об уничтожении документации ИВС, не сохранилась.

Как следует из ответа начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области жалоб истца на условия содержания в ИВС МО МВД России «Советский» не поступало, в связи с истечением предельных сроков хранения документов в органах прокуратуры, сведениями о соответствии указанного ИВС в 1992 году установленным законодательством условиям прокуратура не располагает.

В соответствии с ответом начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Калининградской области» материалы проверок ИВС МО МВД России «Советский» в 1992 году невозможно представить, в связи с истечением срока хранения.

Из ответа председателя Советского городского суда Калининградской области следует, что КМВ с исковыми заявлениями к Министерству финансов РФ, УМВД России по Калининградской области о компенсации морального вреда в результате ненадлежащего содержания в 1992 году не обращался.

Согласно ответа Уполномоченного по правам человека в Калининградской области В.А. Никитина, жалоб истца на условия содержания в ИВС МО МВД России «Советский» в 1992 году не поступало. Условия содержания в указанном ИВС в 1992 году не полной мере соответствовали требованиям закона, а именно: камеры ИВС не были оборудованы индивидуальными местами для сна (вместо коек – дощатый настил, не было унитаза, водопровода и раковины для умывания, необходимой мебели, радиоточек, достаточного освещения).

Решением Советского городского суда Калининградской области от < Дата >, вступившим в законную силу < Дата >, исковые требования прокурора г.Советска Калининградской области были удовлетворены. Условия содержания в ИВС при ОВД по Советскому городскому округу Калининградской области признаны не соответствующими Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». На УВД Калининградской области и отдел внутренних дел по Советскому городскому округу возложена обязанность устранить допущенные нарушения до < Дата >.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в ИВС МО МВД России "Советский" в 1992 году не были созданы надлежащие условия содержания подозреваемых, обвиняемых, не обеспечивалось достаточное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение этих лиц, вследствие чего нарушались их права, гарантированные Конституцией РФ и законодательством России. Условия содержания КАА в ИВС МО МВД России "Советский" в период его содержания в 1992 году не в полной мере соответствовали требованиям, установленным законом, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.

Согласно ст.151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку деятельность ИВС МО МВД России "Советский" финансируется за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в интересах казны Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд находит, что исковые требования КМВ о компенсации морального вреда являются обоснованными.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер нарушения прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, влияющие в указанный период на деятельность ИВС МО МВД России "Советский", правомерность помещения истца в ИВС, а также значительный промежуток времени, прошедший с момента рассматриваемых правоотношений (24 года).

Поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ < ░░░░░░ > ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-956/2016 (2-8145/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Космачев М.В.
Ответчики
Министерство финансов РФ
ИВС при ОВД г. Советска Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
07.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2015Передача материалов судье
09.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2016Судебное заседание
29.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее