Решение по делу № 2а-167/2016 ~ М-106/2016 от 10.03.2016

Дело № 2а-167/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 апреля 2016 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Латыповой Г.З.,

при секретаре Костиной О.В.,

с участием административного истца - заместителя прокурора Спасского района РТ Стебо А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> района РТ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, указывая, что прокуратурой <адрес> района РТ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан. Проверкой установлено, что Советом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ принято решение об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <адрес> сельского поселения, в которое ДД.ММ.ГГГГ решением Совета внесены изменения и дополнения. Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления не утверждено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Указанные нарушения стали возможным в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами представительного органа и исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ. Бездействие со стороны исполнительного комитета в указанной части представляет опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан и может привести к негативным последствиям. Просит признать бездействие исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства, незаконным и обязать его в месячный срок принять меры, направленные на устранение нарушения природоохранного законодательства, путём определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирования.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> района Республики Татарстан Стебо А.А. административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан – Исмагилова А.Н., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела без ее участия. При этом указала, что с административные исковые требования прокурора <адрес> района РТ исполнены до судебного заседания.

Выслушав заместителя прокурора <адрес> района Республики Татарстан Стебо А.А., исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, которым приняты, в том числе, следующие классы опасности отходов: - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (ФККО 4 71 101 01 52 1) относятся к первому классу опасности.

Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1-4 класса опасности. Основные требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Как следует из пункта 9 названных выше Правил, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определению места первичного сбора и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

В судебном заседании установлено, что решением Совета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) утверждён порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования "<адрес> сельское поселение" <адрес> муниципального района Республики Татарстан. При этом места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории данного сельского поселения не определены.

Таким образом, в настоящее время фактически сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан не осуществляется, пункт приема опасных ртутьсодержащих отходов не организован, мероприятия по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора не проводятся, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп. Доводы представителя административного ответчика об исполнении требований прокурора до судебного заседания не нашли своего подтверждения доказательствами в суде, поскольку на данный момент решение, в котором было бы определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, административным ответчиком не принято, в суд представлена лишь копия проекта такого решения.

Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.

Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие административного ответчика нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает, что административный иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, требования направлены на защиту жизни и здоровья граждан, права на благоприятную окружающую среду и считает, что предложенный прокурором месячный срок соответствует требованиям разумности.

Руководствуясь статьями 176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора <адрес> района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

Признать бездействие Исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в неопределении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, не соответствующим закону.

Обязать Исполнительный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путём определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирования.

Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> района Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий судья Латыпова Г.З.

Копия верна:

судья Спасского районного суда РТ Латыпова Г.З.

2а-167/2016 ~ М-106/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Спасского района РТ
Ответчики
Исполнительный комитет Чэчэклинского сельского поселения Спасского муниципального района РТ
Суд
Спасский районный суд
Судья
Латыпова Г. З.
10.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
14.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2016[Адм.] Судебное заседание
07.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2016[Адм.] Дело оформлено
11.05.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее