Судья Кононенко Т.В. Дело № 33-10796/2013
Учёт № 54
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 сентября 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Каминского Э.С.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 5 июля 2013 года, которым постановлено:
Признать за Алексеевой Л.В., Алексеевым А.М., Габделкадировой Э.И. право на получение единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка в 2012 году.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не включении Алексеевой Л.В., Алексеева А.М., Габделкадировой Э.И. на получение единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка в 2012 году,
Обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан включить Алексееву Л.В., Алексеева А.М., Габделкадирову Э.И. в список лиц на получение единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка в 2012 году и направить указанный список в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Татарстан.
Взыскать с Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан за счет средств казны муниципального образования г. Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» в пользу Алексеевой Л.В., Алексеева А.М., Габделкадировой Э.И. 600 руб. в счет возврата государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Алексеевых, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Алексеева Л.В., Алексеев А.М., Габделкадирова М.Ю. в интересах несовершеннолетней дочери ФИО обратились с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании права на получение единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводковых вод в 2012 году, признании бездействия ответчика незаконным и возложении на Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности включить истцов в списки получателей единовременных социальных выплат с направлением списка в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Татарстан для решения вопроса о предоставлении истцам выплаты.
В обоснование иска указали, что <дата> из-за весеннего паводка произошло затопление принадлежащего им на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, бани и мебели. Для возмещения ущерба истцы обратились к ответчику о включении их в список на оказание единовременной материальной помощи, однако <дата> им было отказано во включении их в список в связи с регистрацией по другому адресу. Считают данный отказ незаконным.
В судебном заседании Алексеев А.А., представитель Алексеевой Л.В. иск поддержали.
Представитель ответчика требования не признал.
Суд принял решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом в жалобе указано, что на момент затопления дома истцы не были в нем зарегистрированы, а именно проживание и регистрация в жилом доме, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации в соответствии с положениями Методических рекомендаций являлись необходимыми условиями для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи. Кроме того, указали, что истцами пропущен срок обращения за получением единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании утвержденных Правил и методических рекомендаций. В связи с этим, Исполком района, формируя списки граждан пострадавших от затопления жилых домов в результате весеннего паводка, не может выйти за пределы своих полномочий и включить семью Алексеевых в списки на получение материальной помощи.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик своего представителя не направил, об отложении ходатайства не заявлял, также не явилась Габделкадирова М.Ю., сведения об уважительности причины неявки отсутствуют. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Алексеевы Л.В., А.М. просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что с заявлением о выделении помощи они обращались своевременно, но получили отказ.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Согласно постановлению Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №5338 от 26.12.2012 года об утверждении Порядка выплаты гражданам единовременной материальной помощи на восстановление поврежденного частного жилого помещения во время весеннего паводка, произошедшего с 10 по 14 апреля 2012 года на территории Альметьевского муниципального района оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи осуществляется из расчета 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы являются собственниками жилого дома расположенного по адресу: <адрес> по <данные изъяты> доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>.
С 09.04.2012 из-за повышения температурного режима на территории г.Альметьевска и Альметьевского района РТ сложилась сложная паводковая обстановка, в связи с этим в данный период произошел выход из берегов реки Степной Зай, что повлекло подтопление частного дома и хозяйственных построек, расположенных вблизи реки Степной Зай по адресу: <адрес>.
Истцы <дата> обратились к ответчику с письменным заявлением об оказании материальной помощи в связи с затоплением в апреле 2012 года жилого дома по адресу: <адрес>.
Письмом от <дата> .... ответчиком отказано в удовлетворении заявления, так как истцы на момент затопления были зарегистрированы по другому адресу.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие регистрации истцов в домовладении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации, не может служить единственным основанием для отказа им в реализации права на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что нормоположения Постановления Правительства РФ от 13.10.08 №750, регламентирующие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не увязывают возможность выделения пострадавшим материальной помощи в зависимости от наличия регистрации в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия разделяет выводы суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, предусмотрено, что в качестве необходимого условия для включения в списки граждан на получение единовременной помощи на основании акта обследования частного жилого помещения, фото включаются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации, - не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда, поскольку эти рекомендации не носят характер действующего нормативно-правового акта, обязательного к применению.
Методические рекомендации не подлежат применению, поскольку они не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не были опубликованы в установленном порядке, а также противоречат положениям Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750.
Судебная коллегия, не может согласиться и с тем, что истцами пропущен срок обращения за получением единовременной материальной помощи со ссылкой на пункты 5-7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750, поскольку указанные в данных пунктах сроки касаются взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по вопросу осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти положения не распространяются на отношения пострадавших и органов власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку суд правильно установил юридически значимые обстоятельства.
Судебная коллегия не усматривает существенных нарушений норм процессуального права, при которых решение суда подлежало бы отмене.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 5 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи