Дело № 2-248/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Шаравиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Усть-Коксинская детско-юношеская спортивная школа», администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора о Республике Алтай обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Усть-Коксинская детско-юношеская спортивная школа», администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» (с последующим уточнением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: провести согласно требованиям п. 24 СП 1.1.1058-01 замеры искусственного освещения, микроклимата, электромагнитных излучений в соответствии с разработанной рабочей программой производственного контроля; рабочее место за компьютером оборудовать специальным столом и стулом в соответствии с требованиями пп. 10.1, 10.2, 10.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
В обоснование иска указало, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства, по результате которой было выдано предписание, в котором рекомендовано срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать рабочую программу производственного контроля, провести замеры искусственное освещение, микроклимат, ЭМИ в соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01, приобрести разовые стаканчики для соблюдения питьевого режима в соответствии с требованиями п. 9.2 СанПиН 2.4.4.3172-14, рабочее место за компьютером оборудовать специальным столом и стулом в соответствии с п. 10.1, п. 10.2, п. 10.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. При проведении внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ. с целью проверки исполнения ранее выданного предписания было установлено, что предписание в полном объеме не выполнено: не разработана рабочая программа производственного контроля, не проведены замеры искусственного освещения, микроклимата, ЭМИ, рабочее место за компьютером не оборудовано специальным столом и стулом.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 определены гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, в котором определено, что высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм, п. 10.3. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: - ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; - поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град, и назад до 5 град; высоту опорной поверхности спинки 300 +/- 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах +/- 30 градусов; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 703 мм; регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +/- 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
На основании ст. 46 ГПК РФ, ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 8.19 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай, утвержденного приказом Роспотребнадзора № 753 от 10.07.2012 г., Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай вправе обращаться в суд об обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц. Имеющиеся нарушения существенным образом нарушают права и интересы неопределенного лиц, которые обучаются и работают в учебном заведении, учебное заведение своим бездействием ставит под угрозу здоровье указанных лиц.
Представитель истца по доверенности Кыймаштаев Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснив, что ответчиком рабочая программа производственного контроля разработана и утверждена.
Представители ответчиков по доверенности МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» Зинченко Э.П., администрации МО «Усть-Коксинский район» - Иркитова Ю.В. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме.
Третье лицо Управление образования и молодежной политики администрации МО «Усть-Коксинский район» в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом п. 5 ст. 25 указанного Федерального закона предусмотрено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании абз. 5 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, в частности СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18.
В силу пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям Санитарных правил «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы предусмотрены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.
Из п. 10.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 следует, что высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм (п. 10.2). Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.; высоту опорной поверхности спинки 300 +/- 20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах +/- 30 градусов; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм; регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +/- 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм. (п. 10.4).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. в ходе проведения плановой выездной проверки выявлено, что в МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» отсутствует рабочая программа производственного контроля, не произведены замеры искусственного освещения, микроклимата, электромагнитного излучения, требования к рабочему месту с использованием ПЭВМ не соответствуют Санитарным правилам 2.2.2/2.4.1340-03.
ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» Зинченко Э.П. выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что вышеуказанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» не устранены.
В силу п. 2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.п. 1.1, 1.5, 1.9 устава МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ», утвержденного главой администрации МО «Усть-Коксинский район» ДД.ММ.ГГГГ г., МБУ ДО «Усть-Коксинская ДЮСШ» находится в ведении муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением, по типу образовательной организации – организация дополнительного образования, вид – спортивная школа, является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.
Неисполнение ответчиками обязанностей по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении. В связи с этим суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения, полагая его достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Усть-Коксинская детско-юношеская спортивная школа», администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Усть-Коксинская детско-юношеская спортивная школа», администрацию муниципального образования «Усть-Коксинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: провести согласно требованиям п. 2.4 СП 1.1.1058-01 замеры искусственного освещения, микроклимата, электромагнитного излучения в соответствии с разработанной рабочей программой производственного контроля; рабочее место за компьютером оборудовать специальным столом и стулом в соответствии с требованиями п.п. 10.1, 10.2, 10.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.