Решение по делу № 2-635/2014 от 03.09.2014

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Облученского районного суда

________________________ Ю.С. Полежаева

«____» ___________________ 2015 года

Решение вступило в законную силу: 14.01.2015 года.

Дело 2-635/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2014 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

Председательствующего - судьи Полежаевой Ю. С.

при секретаре судебного заседания - Будченко Т. В.

с участием:

истца - прокурора Облученского района Реснянского К. С.,

представителя ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Еврейской автономной области» Исаевой Т.М., действующей на основании доверенности (без даты и номера)

представителя соответчиков - Федеральной службы исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО Назаркиной В.В., действующей на основании доверенностей от 06.08.2014 и 08.07.2014

представителя соответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО Рагозина А.О., действующего на основании доверенности № 79/ТО/13

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий

установил:

прокурор Облученского района Еврейской автономной области обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области» о понуждении к совершению определенных действий. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведения проверки деятельности ФКУ «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО» установлено несоблюдение требований действующего законодательства. При обследовании 13.08.2014 участков исправительного учреждения ФКУ «ИК-10» УФСИН России по ЕАО установлено, что ограждение внешней и внутренней запретной зоны, а также экранное ограждение находятся в неисправном состоянии, а на некоторых участках частично отсутствует, что не отвечает режимным требованиям исправительного учреждения. Данный факт также подтверждается актом комиссионного обследования – инженерно – технических средств охраны и надзора от 23.07.2014, согласно которому высота ограждения внешней запретной зоны на участках №№ 1,7,8,9 составляет 3,2 м., №№ 2,5,6 – 2,7 м., №№ 3,4 – 2,5 м.. Ограждения на участках №№ 1-8 требует капитального ремонта, на участках основного ограждения № 4 и №№ 6,7 противопобеговая конструкция из спиралей армированной колючей ленты отсутствует. Наряду с этим, на участках экранного ограждения противопобеговая конструкция отсутствует, а на участках № 1-7 требуется капитальный ремонт. При этом, высота на участках №№ 1,4,5 не отвечает требованиям Наставления по оборудованию инженерно техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ № 279 от 04.09.2006. Проверкой установлено нарушение норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512. В помещениях камерного типа на момент проверки отсутствовали репродукторы, настольные игры (шахматы, шашки, домино и нарды), в комнате младшего инспектора отсутствовал умывальник, корзина для мусора, в комнате для приема осужденных администрацией и медперсоналом отсутствовал стол однотумбовый, вешалка настенная на 3-5 крючков, занавески с карнизом, ведро педальное. В комнате для хранения личных вещей и постельных принадлежностей осужденных отсутствовал стол прямоугольный, табурет, вешалка настенная, лестница переносная (стремянка), в хозяйственной комнате для хранения столовой посуды и раздачи пищи – полка настенная, табурет, электрокипятильник, подставка под бак для воды, бак для питьевой воды с кружкой и тазом, в душевой – тумба. Указанные в исковом заявлении обстоятельства влекут нарушение установленного порядка условий, обеспечения безопасности режимного объекта уголовно исполнительной системы для граждан РФ в случае побега осужденных, а также нарушают законные права осужденных на соответствующие условия отбывания наказаний в местах лишения свободы. Прокурор просит суд обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Исправительная колония 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО» произвести в срок до 01.12.2014 года ремонт ограждения запретной зоны, а также установить ограждение внешней запретной зоны на участках №№ 2,3.4,5,6 высотой не менее 3,0 м. На участках основного ограждения № 4 и №№ 6, 7 установить противопобеговую конструкцию из спиралей армированной колючей ленты. На участках экранного ограждения установить противопобеговую конструкцию, участках № 1-7 выполнить капитальный ремонт, на участках № 1, 4, 5 установить ограждение высотой не менее 2,0 м. На участках № 4,5 ограждений внутренней запретной зоны произвести ремонт. Оборудовать помещения исправительного учреждения оборудованием и мебелью в соответствии с установленными нормами, а именно: в помещениях камерного типа установить репродукторы, настольные игры (шахматы, шашки, домино или нарды). В комнате младшего инспектора – умывальник, корзину для мусора, в комнате для приема осужденных администрацией и медперсоналом – стол однотумбовый, вешалку настенную на 3-5 крючков, занавески с карнизом, ведро педальное. В комнате для хранения личных вещей и постельных принадлежностей осужденных – стол прямоугольный, табурет, вешалку настенную, лестницу переносную (стремянку), в хозяйственной комнате для хранения столовой посуды и раздачи пищи – полку настенную, табурет, электрокипятильник, подставку под бак для воды, бак для питьевой воды кружкой и тазом, в душевой – тумбы.

Определением суда 18.09.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области.

Определением суда от 27.10.2014 в связи с отказом истца от иска прекращено производство по делу по исковым требованиям прокурора о понуждении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области оборудовать помещения исправительного учреждения оборудованием и мебелью в соответствии с установленными нормами: в помещениях камерного типа установить репродукторы, настольные игры (шахматы, шашки, домино или нарды); в комнате младшего инспектора – умывальник, корзину для мусора; в комнате для приема осужденных администрацией и медперсоналом – стол однотумбовый, вешалку настенную на 3-5 крючков, занавески с карнизом, ведро педальное; в комнате для хранения личных вещей и постельных принадлежностей осужденных – стол прямоугольный, табурет, вешалку настенную, лестницу переносную (стремянку); в хозяйственной комнате для хранения столовой посуды и раздачи пищи – полку настенную, табурет, электрокипятильник, подставку под бак для воды, бак для питьевой воды кружкой и тазом, в душевой – тумбы, прекращено в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил. Просил обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО» в срок до 01.12.2016 года произвести капитальный ремонт полотна ограждения внешней запретной зоны на участках № № 2, 4 с заменой стоек и полотна ограждения, верх ограждения оборудовать противопобеговым козырьком из спиралей армированной колючей ленты; произвести капитальный ремонт экранного ограждения на участках № № 6, 7, 8 с заменой стоек и полотна ограждения, верх ограждения оборудовать противопобеговым козырьком из спиралей армированной колючей ленты; произвести капитальный ремонт основного ограждения на участках № № 1, 2, 3, 4, 5 с заменой стоек и полотна ограждения, верх ограждения оборудовать противопобеговым козырьком из спиралей армированной колючей ленты. При недостаточности у ФКУ «ИК-10» ФСИН России по ЕАО денежных средств на проведение вышеуказанных работ, обязать ФСИН России выделить денежные средства на указанные цели. В процессе слушания дела от требований по проведению капитального ремонта на участках № 6, 7, 8 экранного ограждения с заменой полотна и стоек ограждения, оборудованию верха основного ограждения на участках 1, 2, 3, 4, 5 противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ в связи с их необоснованностью отказался. В оставшейся части на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, приведенным в иске, уточнив их по сроку исполнения до 01.11.2017.

Представитель соответчиков – ФСИН России, УФСИН России по ЕАО Назаркина В. В. в письменном отзыве и в устных пояснениях с исковыми требованиями прокурора Облученского района не согласилась. Позицию представляемых ответчиков мотивировала тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношений осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию и тому подобное. Согласно статье 7 этого же Указа одним из полномочий ФСИН России является обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (далее - Наставление) определяет порядок организации и производства работ по оборудованию инженерно-технических средств охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 8 Наставления к инженерным средствам охраны и надзора относятся ограждения объектов охраны. Согласно пп. 1 п. 17 Наставления ограждения по функциональному назначению подразделяются на основное, запретных зон и экранное. Основное ограждение возводится по всему периметру объекта охраны уголовно-исполнительной системы для воспрепятствования прохода лиц и проезда транспорта вне КПП. В качестве основного ограждения на существующих объектах применяются заборы сплошного заполнения кирпичной, железобетонной, металлической, деревянной или смешанной конструкции, заборы из металлической сетки и решетки, колючей проволоки или армированной колючей ленты высотой не менее 3,0 м. Заваливание ограждения ФКУ ИК-10, представленное на фотографиях прокурором, произошло 23.06.2014 по причине неблагоприятных погодных условий. На момент прокурорской проверки основное ограждение было восстановлено, на фотографиях приложенных к исковому заявлению, изображено внешнее ограждение, которое еще не успели к тому времени исправить. В настоящее время все элементы инженерно-технических средств охраны и надзора в запретной зоне восстановлены и находятся в удовлетворительном состоянии, т.е. в соответствии с требованием пп. 3 п. 17 Наставления. В соответствии с пп. 14 п. 17 Наставления при необходимости для повышения помехоустойчивости радиолучевых средств обнаружения во внутренней запретной зоне объекта охраны устанавливается экранное ограждение из металлической сетки высотой не менее 2,0 м, оборудованное противопобеговым козырьком. Охранное ограждение ФКУ ИК-10 оборудовано экранным ограждением по всему периметру, полностью соответствующим требованиям Наставления, которое обеспечивает нормальное функционирование радиолучевых средств обнаружения. Прокурором не представлены доказательства необходимости повышения его помехоустойчивости. Капитальный и текущий ремонт объектов ФКУ ИК-10 УФСИН России по Еврейской автономной области проводится в соответствии с Программой капитального и текущего ремонта объектов территориальных органов ФСИН России. Данная программа ежегодно формируется и утверждается на плановый период следующего года. Программа на капитальный и текущий ремонт на 2015 год утверждена ФСИН России в октябре 2014 года. Без проектной документации объекты инженерных средств охраны в ФКУ ИК-10 не могли быть включены в программу на 2015 год. При формировании программы на капитальный и текущий ремонт на 2015 год объектов ФКУ ИК-10 УФСИН России по Еврейской автономной области будут включены объекты инженерных средств охраны в ФКУ ИК-10. В настоящее время в ФКУ ИК-10 на втором участке ограждения внешней запретной зоны ведется замена деревянного полотна на профнастил. По погодным условиям замена стоек не производится, но такая работа предполагается. На четвертом участке деревянное полотно ограждения планируется поднять, затем установить противопобеговый козырек из АКЛ, но производить его ремонт будут по мере возможности. Проведение капитального ремонта экранного ограждения на участках № 6, 7, 8 с заменой стоек и полотна ограждения не требуется. Отсутствует необходимость, с точки зрения целесообразности расходования бюджетных средств, в оборудовании верха экранного ограждения противопобеговым козырьком, поскольку свою функциональную нагрузку оно выполняет. Основное ограждение находится в удовлетворительном техническом состоянии, противопобеговый козырек установлен на всех его участках. В подтверждение последних доводов в судебное заседание предоставлены фотографии участков №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения, свидетельствующих об их оборудовании противопобеговыми козырьками из спиралей АКЛ. По указанным основаниям, а так же в связи с отказом прокурора района от требования по оборудованию участков №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения противопобеговым козырьком из АКЛ, проведения капитального ремонта полотна экранного ограждения на участках №№ 6, 7 и 8, относительно прекращения гражданского дела в данной части иска в судебном заседании Назаркина В. В. не возражала. В остальной части просила об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Представители ответчиков – ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, УФСИН России по ЕАО Исаева Т. М., Рагозин А. О. позицию коллеги поддержали, исковые требования не признали, дав аналогичные Назаркиной В. В. пояснения. С прекращением дела по требованиям прокурора об обязании ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО оборудовать участки №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения противопобеговым козырьком из АКЛ, провести капитальный ремонт полотна экранного ограждения на участках №№ 6, 7 и 8, согласились.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (статья 1 УИК РФ).

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 к полномочиям поименованной службы наряду с иными по перечню раздела II Положения отнесено обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, … надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей. В указанных целях ФСИН осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы …, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Из уставных (учредительных) документов, пояснений сторон судом установлено, что ФКУ ИК-10 пос. Будукан является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишении свободы. По своей организационно – правой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Основной вид деятельности Учреждения – деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы (подпункты 1.1, 1.2, 1.6, 2.2 Устава).

Согласно пункту 2.1 Устава Учреждения, предметом и целью его деятельности, в числе прочего, являются: обеспечение правопорядка и законности, безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, охрана осужденных.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.03.2014 № 30 вид режима ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО изменен с общего на строгий.

В соответствии со статьями 16, 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными колониями строгого режима исполняется наказание в виде лишение свободы. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

В целях создания условий по обеспечению исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждения и пресечения совершения повторных преступлений (побегов), выполнения иных служебных задач, возложенных на исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы, Наставлением, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279, определены виды инженерно-технических средств охраны и надзора (далее по тексту - ИТСОН), подлежащих оборудованию на объектах уголовно-исполнительной системы, включая исправительные учреждения.

К числу инженерных средств охраны и надзора, согласно названному Наставлению (раздел II), отнесены ограждения, которые по своему функциональному назначению делятся на основное, запретных зон, экранное и иные.

В соответствии с пунктом 17 раздела II Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, в качестве основного ограждения на существующих объектах применяются заборы сплошного заполнения кирпичной, железобетонной, металлической, деревянной или смешанной конструкции, заборы из металлической сетки и решетки, колючей проволоки или армированной колючей ленты высотой не менее 3,0 м. Для объектов, расположенных в городских условиях - не менее 4,0 м. По верху основного ограждения устраивается противопобеговый козырек. Для ограждения запретной зоны применяются заборы сплошного заполнения, заборы из колючей проволоки (армированной колючей ленты) или металлической сетки высотой не менее 3,0 м. По верху ограждения запретной зоны устанавливается противопобеговый козырек, а по полотну дополнительные инженерные заграждения. В нижней части ограждений запретных зон устанавливаются элементы инженерных конструкций для исключения возможности подлаза. При необходимости для повышения помехоустойчивости радиолучевых средств обнаружения во внутренней запретной зоне объекта охраны устанавливается экранное ограждение из металлической сетки (колючей проволоки согласно п. 1.2. Приложения к Наставлению) высотой не менее 2,0 м, оборудованное противопобеговым козырьком.

Из пояснений сторон и материалов дела (схемы охранного ограждения Учреждения) следует, что ФКУ ИК-10 пос. Будукан оборудовано комплексом инженерно-технических средств охраны и надзора, включая следующие виды ограждения: основное, экранное и ограждение запретной зоны (внутренней, внешней). Все ограждения территории учреждения сдерживаются стойками.

Анализируя предоставленные сторонами доказательства технического состояния инженерных конструкций охраны объекта, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Согласно справке, составленной по итогам проверки ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, 13.08.2014 исполняющей обязанности прокурора Облученского района Крюковой А. А. в рамках осуществления надзора за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющими уголовные наказания, была проверена деятельность данного исправительного учреждения. В результате проверки, со ссылкой в подтверждение выявленных нарушений на акт комиссионного обследования инженерно-технических средств охраны и надзора от 23.07.2014, установлено несоблюдение требований Наставления, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 279 от 04.09.2006, в частности нахождение основного, экранного и запретной зоны ограждений в неисправном состоянии, его (ограждений) отсутствие на отдельных участках, несоблюдение высоты ограждения, что не отвечает режимным требованиям исправительного учреждения и свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта.

Из акта комиссионного обследования инженерно-технических средств охраны и надзора ИК-10 от 23.07.2014 следует, что основное ограждение на участках №№ 2, 3, 4, 5, экранное ограждение с 1 по 7 участки требуют капитального ремонта, высота ограждения внешней запретной зоны на 2, 3, 4, 5, 6 участках менее 3,0 метров (2,5 м - 2,7 м), на этих же участках, а так же №№ 7 и 8 ограждение требует капитального ремонта. На участках ограждения внешней запретной зоны, за исключением №№ 1, 6 и 8, ограждение не оборудовано противопобеговым козырьком из АСКЛ.

Повторным актом обследования охранного ограждения ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, проведенным 15.10.2014 комиссией в составе сотрудника прокуратуры, представителей ответчиков (начальников юридической службы, отделов технической эксплуатации ИТСОНиПС и охраны ФКУ ИК-10) фактически подтверждено несоответствие инженерных средств охраны колонии требованиям нормативных ведомственных документов, действующих в указанной сфере.

Согласно последнему акту комиссионного обследования ограждения ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, высота полотна ограждения внешней запретной зоны на участках 3, 5, 6 менее 3,0 метров, участки №№ 6, 7, 8 экранного ограждения, участки №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения требуют капитального ремонта.

С выводами комиссионных обследований, проведенных 23.07.2014 и 15.10.2014, представители ответчиков в судебном заседании согласились.

Просмотром фотографий ограждения колонии, представленных сторонами на период комиссионного обследования 15.10.2014 и после указанной даты (на период рассмотрения дела), принимая во внимание пояснения сторон, судом установлено, что полотно ограждения и стойки на участках 2, 4 внешней запретной зоны выполнены из дерева (полотно ограждения из деревянных досок). В результате биологического разрушения, деревянные конструкции данных участков ограждения имеют значительные повреждения, щели, следы гниения, отслаивания (расслаивания), открытые участки, завалены (накренены под углом), находятся в вертикальном положении при помощи подпорок (деревянных балок), а так же удерживающих от заваливания на внешнюю от Учреждения сторону стяжек (креплений из проволоки) от ограждения внешней запретной зоны к противопобеговому ограждению. На всем протяжении названных участков ограждения отсутствует противопобеговый козырек из спиралей АКЛ, высота ограждения не соответствует нормативной – менее 3, 0 метров. Из пояснений ответчиков так же следует, что наращивание имеющегося полотна до нормативной высоты с учетом его действительного состояния, технически невозможно. Экранное ограждение на участках №№ 6, 7 и 8 выполнено из колючей проволоки, не оборудовано противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ. Основное ограждение на участках с №№ 1 по 5 оборудовано на всем их протяжении противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ. Полотно основного ограждения и стойки выполнены из дерева, последние имеют следы биологического разрушения, крены, щели, пролазы (дыры). С целью избежания заваливания, ограждение удерживаются при помощи сдерживающих дополнительных конструкций (деревянных подпорок и металлических стяжек).

Установленное обозрением фотографий ограждения Учреждения их действительное состояние ответчиками не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии режимным требованиям отдельных участков ограждения ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, требующих устранения.

Признавая требование прокурора о необходимости проведения капитального ремонта отдельных участков основного ограждения и внешней запретной зоны с заменой стоек и полотна, обоснованным, суд, помимо совокупности исследованных доказательств, основывается на следующих нормативных ведомственных инструкциях.

Пунктом 15 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276, ремонтные работы зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения учреждений разделены на 2 вида: текущий ремонт и капитальный ремонт. При этом, работы, в процессе которых производится ремонт или смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные смена или замена более 20% основных конструкций, срок службы которых является наибольшим, отнесены к капитальному ремонту.

Согласно подпунктам 2.10.6., 2.10.8. приложения № 9 к Инструкции по технической эксплуатации …, смена или полная замена деревянных столбов ограждений, ремонт отдельных участков элементов ограждений (до 40 % заполнений между столбами) являются видами работ, относящимися к капитальному ремонту.

Судом установлено, что полотно и стойки ограждения заявленных в иске участков требуют полной замены в связи с фактической функциональной утратой защитной способности охранного сооружения, а следовательно, требует проведения капитального ремонта ограждения в указанной части.

Как следует из Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, повышение функциональной эффективности ограждений достигается путем устранения разрушений полотна, выступов, выбоин, выходов арматуры, провисов и иных дефектов, облегчающих их преодоление.

Между тем, вопреки изложенному, участки №№ 2 и 4 ограждения внешней запретной зоны не оборудованы противопобеговым козырьком, не соответствуют минимальной нормативной высоте ограждения, наряду с участками №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения имеют разрушения, требующие замены полотна и стоек, экранное ограждение не имеет противопобегового козырька, что свидетельствует о снижении эффективности ограждения, значительно облегчающим его преодоление, что недопустимо нормами уголовно-исполнительного законодательства, учитывая режим исправительного учреждения и контингент содержащихся в нем осужденных.

При этом, суд не соглашается с доводами стороны ответчиков об отсутствии у них предусмотренной законом обязанности устанавливать экранное ограждение и соответственно по его верху противопобеговый козырек из спиралей АКЛ.

Признавая в указанной части требование прокурора обоснованным, суд исходит из установленных по делу обстоятельств его (экранного ограждения) фактического наличия в структуре ограждающих Учреждение инженерных конструкций. А, в этом случае (при наличии экранного ограждения), как того требует закон (п. 17 Наставления), оно подлежит обязательному оборудованию противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ.

Судом так же, совокупностью исследованных доказательств достоверно установлено отсутствие иных несоответствий экранного и основного ограждения, от требований по обязанию выполнить которые в судебном заседании отказался прокурор.

Статьей 39 ГПК Российской Федерации истцу предоставлено право отказаться от заявленных им требований, а ответчику признать иск.

Прокурором в судебное заседание не предоставлено достаточных и бесспорных доказательств, указывающих на необходимость капитального ремонта с заменой полотна и стоек участков 6, 7 и 8 экранного ограждения, оборудования верха основного ограждения на участках 1, 2, 3, 4, 5 противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ. Наличие последнего (ППК) на протяжении спорных участков основного ограждения прямо следует из фотографий.

Согласно статье 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Основания, предусмотренные статьей 39 ГПК Российской Федерации, по которым суд вправе не принимать отказ истца от иска, не установлены, поскольку прекращение дела в указанной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая изложенное, гражданское дело по заявленным требованиям прокурора о понуждении ФКУ ИК-1- УФСИН России по ЕАО провести капитальный ремонт ограждения на участках №№ 6, 7, 8 экранного ограждения с заменой полотна ограждения и стоек, оборудования на участках № № 1, 2, 3, 4, 5 верха основного ограждения противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ, обязании ФСИН России выделить денежные средства на проведение указанных работ при недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО, подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.

Рассматривая исковые требования о возложении на ФСИН России субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у ФКУ «ИК-10 УФСИН России по ЕАО», суд считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 5.1 Устава ФКУ «ИК-10 УФСИН России по ЕАО» имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.

Источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.9 Устава). Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств (п. 5.11 Устава). При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по ЕАО в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.13 Устава).

Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Полномочия собственника в силу пункта 7 Положения о службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», а равно материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, осуществляет ФСИН России.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при недостаточности у ФКУ «ИК-10 УФСИН России по ЕАО» денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту участков основного ограждения, ограждения внешней запретной зоны, оборудованию противопобеговых козырьков из спиралей АКЛ, субсидиарную ответственность по финансированию указанных работ необходимо возложить на ФСИН России.

В уточненных исковых требованиях прокурор требования к УФСИН России по ЕАО по предмету спора не заявляет, УФСИН России по ЕАО является территориальным органом ФСИН России, осуществляющим руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания (ст. 7 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), в этой связи требования к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор в судебном заседании просил установить ответчикам срок исполнения решения суда до 01 ноября 2017 года. От представителей ответчиков возражений относительно предложенного прокурором срока не поступило.

Определяя срок, в течение которого заявленные прокурором требования подлежат исполнению, суд исходит из следующего.

В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются закупки товаров, работ и услуг.

Принимая во внимание, что работы по замене инженерного ограждения требуют предварительного составления и согласования с главным распорядителем бюджетных средств (ФСИН России) сметного расчета, разработки и утверждения программы на соответствующий финансовый год, проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями закона, суд соглашается с предложенным прокурором сроком и считает его приемлемым для исполнения удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, а ФКУ «ИК-10 УФСИН России по ЕАО» входит в структуру уголовно-исполнительной системы, государственная пошлина взысканию с ответчиков в данном случае не подлежит.

На основании изложенного, статей 1, 16, 74 УИК РФ, 120 ГК РФ, 161 БК РФ, Приказами Минюста России от 04.09.2006 № 279, от 28.09.2001 № 276, руководствуясь статьями 56, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области», Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» в срок до 01 ноября 2017 года:

- провести капитальный ремонт ограждения на участках № 2 и № 4 внешней запретной зоны с заменой стоек и полотна ограждения, оборудованием верха ограждения противопобеговым козырьком из спиралей армированной колючей ленты;

- на участках №№ 6, 7, 8 экранного ограждения верх оборудовать противопобеговым козырьком из спиралей АКЛ;

- провести капитальный ремонт участков №№ 1, 2, 3, 4, 5 основного ограждения с заменой стоек и полотна ограждения.

При недостаточности у федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Федеральную службу исполнения наказаний выделить денежные средства на указанные цели.

В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области – отказать.

Принять отказ прокурора Облученского района от исковых требований по понуждению провести капитальный ремонт на участках №№ 6, 7, 8 экранного ограждения с заменой стоек и полотна ограждения, оборудовать верх основного ограждения на участках №№ 1, 2, 3, 4, 5 противопобеговым козырьком из спиралей армированной колючей ленты и в этой части производство по делу прекратить.

Разъяснить сторонам, что после принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и тем же основаниям не допускается.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю. С. Полежаева

2-635/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Облученского района
Ответчики
ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО
Федеральная служба исполнения наказаний России
УФСИН России по ЕАО
Суд
Облученский районный суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
obluchensky.brb.sudrf.ru
03.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2014Передача материалов судье
08.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2014Подготовка дела (собеседование)
01.10.2014Подготовка дела (собеседование)
01.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2014Судебное заседание
27.10.2014Судебное заседание
11.11.2014Подготовка дела (собеседование)
11.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Судебное заседание
12.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2015Дело оформлено
03.02.2015Дело передано в архив
08.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее