РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Будажаповой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5755/16 по исковому заявлению Вишняковой Ж.К. к Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ о признании распоряжения незаконным, восстановлении в очереди и списке участников подпрограммы, с участием истца Вишняковой Ж.К., представителя истца Стецура Т.С. (доверенность от 05.08.2016), представителя ответчика Шаракшанэ А.В. (доверенность от 16.05.2016),
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец Вишнякова Ж.К. просила признать незаконным распоряжение Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 14.07.2015 ... о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ее семьи, восстановить ее семью в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 02.06.2009 и в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП Жилище и подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий РЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.
Требования мотивированы тем, что семья истца была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с превышением установленного возраста заявителя (...) лет и исключена из списка участников подпрограммы. Считает решение незаконным, поскольку оснований для исключения участников подпрограммы из списка в связи с достижением возраста законодательство не содержит. При включении в состав участников подпрограммы семья истца соответствовала предъявляемым требованиям, неполучение финансирования не может аннулировать право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках новой аналогичной программы.
В судебном заседании истец Вишнякова Ж.К. и ее представитель Стецура Т.С. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, дополнили, что если бы ответчиком не было принято оспариваемое распоряжение, истец имела бы право на предоставление жилья с учетом ст. 50, 58 ЖК РФ, то есть с учетом состояния в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент признания ее жилья аварийным.
Представитель ответчика Шаракшанэ А.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагала оспариваемое решение принятым в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и не нарушающим прав и законных интересов истца.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что по распоряжению Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 02.06.2009 г. ... Вишнякова Ж.К. на основании заявления была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с составом 2 человека (включая дочь Вишнякову В.И., ... г.р.).
В последующем семья истца была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» и подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» РЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 14.07.2015 г. ... семья истца была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с превышением установленного возраста заявителя (... лет и исключена из списка участников подпрограммы «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия». Основание: п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, пп. «а» п. 6 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.06.2011 № 306 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям».
Суд не усматривает оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой также входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
В Приложении №4 к подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пунктам 24, 25 26 указанных Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. После формируется и утверждается сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году
В соответствии с абз. 1 п. 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно абз. 2 п. 27 Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пунктах 6, 18, 20-23 Постановления Правительства РБ от 17.06.2011 № 306 «Об утверждении положений о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям для решения их жилищных проблем» содержатся аналогичные положения.
Исходя из изложенных правовых норм оспариваемое решение ответчика не противоречит закону.
Доводы о том, что на момент постановки на учет истец отвечала предъявляемым требованиям и отсутствие финансирования не является основанием для лишения ее права на получение социальной выплаты в рамках указанной программы, оснований для исключения участников Подпрограммы из списка в связи с достижением возраста законодательство не содержит, подлежат отклонению.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 марта 2016 года № 699-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д. на нарушение ее конституционных прав подпунктом «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
То обстоятельство, что семья истца была ранее включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после превышения возраста ... лет. Семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья» (п. 27 Правил).
Иные доводы истца о нуждаемости в жилом помещении для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.
Таким образом, основания для удовлетворения требований истца о признании распоряжения незаконным отсутствуют, в удовлетворении указанных требований, а также производных от них требований о восстановлении семьи истца в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке участников подпрограммы, надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23.12.2016.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░