Решение по делу № 2а-1079/2018 ~ М-756/2018 от 13.04.2018

Дело № 2а-1079/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Воркута                             26 июня 2018 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием административного ответчика Тюлькевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Коми филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, главному государственному инспектору труда о признании незаконным и отмене предписания от 29.03.2018,

УСТАНОВИЛ:

административный истец заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Коми филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее ФГУП «Почта России» - УФПС РК «Почта России») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Коми Воркутинскому отделу о признании незаконным и отмене предписания № 11/12-909-18-И от 29.03.2018; о приостановлении действия предписания до вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что оспариваемым предписанием УФПС РК «Почта России» предписано произвести перерасчет заработной платы Быковой Т.А. за период 2016-2016, на основании ст. 133,135,146 Трудового кодекса РФ; Положение о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг, утвержденное приказом от 06.12.2011; 436-ПР, привести в соответствии с требованиями трудового законодательства, основание ст. 8 Трудового кодекса РФ. Предписание считают незаконным, поскольку трудовой инспектор вышел за пределы своих полномочий, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Определением судьи от 03.05.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный инспектор труда Тюлькевич Е.А.

Определением, изложенным в протокольной форме 31.05.2018, к участию в качестве административного ответчика привлечен Воркутинский филиал Государственной инспекции труда в РК, в качестве заинтересованного лица Быкову Т.А.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

С учетом требований ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Коми, в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Считает предписание законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, находя предписание трудинспекции законным и обоснованным. Представила пояснения в письменном виде, при этом пояснила, что в суд с исковым заявлением к работодателю не обращалась, а обратилась в Государственную инспекцию труда.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, а входящая в состав государственная инспекция труда субъекта РФ ее территориальным органом по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По правилам ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно статье 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Из материалов дела судом установлено, что Быкова Т.А. 13.03.2018 обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда, в котором указала, что ей выплачивается вознаграждение за оказание сетевых услуг без начисления районного коэффициента и северных надбавок, просила провести проверку фактов изложенных в ее заявлении, выдать предписание руководству о перерасчете ей сетевых услуг с учетом статей Трудового кодекса РФ и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

На основании распоряжения Государственной инспекции труда от 20.03.2018 в отношении ОСП Воркутинский почтамт УФПС РК «Почта России» в период с 23.03.2018 по 09.04.2018 проведена внеплановая выездная проверка.

Целью проведения внеплановой выездной проверки УФПС РК «Почта России» явилось защита прав и интересов работников, в связи с рассмотрением обращения от 13.03.2018 № 11/7-550-18-ОБ.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки УФПС РК «Почта России» выдано предписание 11/12-909-18-И от 29.03.2018, которым предписано произвести перерасчет заработной платы Быковой Т.А. за период 2016-2017, на основании ст. 133,135,146 Трудового кодекса РФ; Положение о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг, утвержденное приказом от 06.12.2011; 436-ПР, привести в соответствии с требованиями трудового законодательства, основание ст. 8 Трудового кодекса РФ.

Актом проверки от 29.03.2018 № 11/12-908-18-И заместитель руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Коми (по охране труда) Новикова С.Е. установила нарушение работодателем требований ст. 8, 133, 135, 146 Трудового Кодекса РФ пунктом 2.4 «Положения о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг», утвержденного приказом от 06.12.2011 №436-П, установлены условия оплаты труда Быковой Т.А., работнику ОСП «Воркутинский почтамт» УФПС Республики Коми-филиала ФГУП «Почта России», ухудшающие положение работника, а именно не начисляются северная надбавка и районный коэффициент.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным и отмене предписания 11/12-909-18-И от 29.03.2018 суд исходит из следующего.

Оспариваемое предписание получено административным истцом 29.03.2018, учитывая дату направления иска (с учетом, что 08.04.2018 выходной день) в суд 09.04.2018, сроки обращения в суд, предусмотренные ст.219 КАС РФ по данной категории дел, соблюдены.

Быкова Т.А. в трудовых отношениях с ОСП «Воркутинский почтамт» в должности оператор связи со сменным графиком работы.

Пунктом 3.2 трудового договора от 07.11.2014 №106 работнику Быковой Т.А. установлено вознаграждение за оказание сетевых услуг в соответствии с локальными нормативными актами работодателя.

Согласно пп. 7.3.3 «Положения об оплате труда работников ФГУП «Почта России», утвержденного приказом генерального директора от 16.12.2015 №640-П, на предприятии определено материального стимулирования в том числе и вознаграждение за оказание сетевых услуг.

Приказом Генерального директора ФГУП «Почта России» от 05.04.2017 №150-П «Об утверждении Перечня сетевых услуг и размера сетевых выплат работников ФГУП «Почта России» утвержден перечень и ставки вознаграждения работников ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг.

В соответствии с пунктом 4.4 «Положения о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг», утвержденного Генерального директора ФГУП «Почта России» 17.01.2017 и согласованного Общественной организацией Профсоюза работников связи России», установлено, что ставки вознаграждения за оказание сетевых услуг включают в себя: районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям

Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 1 ст. 381 ТК РФ установлено, что индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (ст. 382 ТК РФ).

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что между ОСП Воркутинский почтамт и Быковой Т.А. имеется спор об оплате денежных сумм за сетевые услуги, оказываемые работниками ФГУП «Почта России», что в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, при проведении проверки достоверно было установлено, что между Быковой Т.А. и ОСП Воркутинский почтамт имеется индивидуальный трудовой спор.

Относительно 2 пункта предписания привести Положение о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг, утвержденное приказом от 06.12.2011; 436-ПР, в соответствии с требованиями трудового законодательства, основание ст. 8 Трудового кодекса РФ, суд приходит к следующему выводу.

Как уже указывалось выше «Положение о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг», утверждено Генеральным директором ФГУП «Почта России» 17.01.2017 и согласовано Общественной организацией Профсоюза работников связи России».

Параграфом 6 данного Положения указано, что настоящее положение вводится в действие с момента его утверждения. Приказ Предприятия от 06.12.2011 № 436-П «Об утверждении Положения о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг», а также приказы Предприятия от 27.12.2013 № 411-п, от 17.02.2014 № 49-п, от 26.05.2014 №144-п, от 28.11.2014 № 411-п признаются утратившими силу с момента утверждения настоящего положения.

Таким образом, предписание выдано о приведении в соответствие с требованиями трудового законодательства, которое утратило силу с 17.01.2017.

Кроме того, суд учитывает, что «Положение о вознаграждении работников филиалов ФГУП «Почта России» за оказание сетевых услуг», утверждено Генеральным директором ФГУП «Почта России», а предписание выдано ОСП Воркутинский почтамт» УФПС Республики Коми-филиала ФГУП «Почта России», которое не уполномочено приводить в соответствие локальный нормативный акт.

Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из изложенного следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, при осуществлении функции по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, суд считает, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, поскольку между работником и работодателем возник индивидуальный трудовой спор, кроме того выдано предписание о приведение локального нормативного акта в соответствие с требованиями трудового законодательства, которое утратило силу и вынесено органу, который не уполномочен вносить изменения в указанный локальный акт, а потому является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Республики Коми филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к Государственной инспекции труда в Республике Коми, главному государственному инспектору труда о признании незаконным и отмене предписания от 29.03.2018 удовлетворить.

Предписание инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми № 11/12-909-18-И от 29.03.2018 признать незаконным и отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2018.

Председательствующий

2а-1079/2018 ~ М-756/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГУП "Почта России"
Ответчики
Государственная инспекция труда в РК
Государственная инспекция труда в РК Воркутинский отдел
начальник отдела - главный государственный инспектор труда (по охране труда) Тюлькевич Е.А.
Другие
Быкова Т.А.
Суд
Воркутинский городской суд
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
13.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2018[Адм.] Судебное заседание
31.05.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.06.2018[Адм.] Судебное заседание
01.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее