Дело № Председательствующий - судья ФИО3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО2,
судей ФИО10 и ФИО11
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о списании задолженности, зачете льготы «Специалист села в сфере образования» и признании незаконными действий ответчика в отключении газифицированного объекта.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО2, объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО9 обратилась в Сунженский районный суд Республики Ингушетия с упомянутым выше исковым заявлением и просила обязать филиал ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Ингушетии зачесть ей льготу «Специалиста села в сфере образования» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, списать задолженность в размере 47 056 рублей 55 копеек, и признать незаконными действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Ингушетии, выразившиеся в отключении от газоснабжения ее домовладения №, расположенного по <адрес> в с.<адрес> Республики Ингушетия.
В судебном заседании истец поддержала свои требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Участвовавший в заседании суда представитель ответчика ФИО7 просил в удовлетворении искового заявления отказать.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 удовлетворены частично, признаны незаконными действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в <адрес>, выразившиеся в отключении от газоснабжения домовладения №, расположенного по <адрес> в с.<адрес> Республики Ингушетия, и ответчик обязан аннулировать задолженность за поставленный истцу газ по адресу: <адрес>, с.<адрес> №, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 155 рублей 88 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО9 данное решение суда полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, вынося обжалуемое судебное постановление, суд не принял во внимание противоречия, содержащиеся в информационном листке, непомерно завышенные начисления расходования газа для приготовления пищи. Ссылаясь на эти обстоятельства, апеллирующая сторона просит обжалуемое решение суда отменить и вынести новое судебное решение, которым удовлетворить ее исковое заявление в полном объеме.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 6 статьи 330 того же Кодекса правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 того же Кодекса, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд данные требования закона выполнил, проанализировав совокупность представленных сторонами доказательств и, подробно изложив результаты их оценки в решении с приведением мотивов.
Обратившись в суд с упомянутым выше исковым заявлением, житель с.<адрес> ФИО9 утверждала, что является специалистом села в сфере образования. Получив уведомление ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» об образовании за ней задолженности за потребленный газ в размере 50 716 рублей, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру, которая переадресовала ее жалобу на действия ответчика в жилищную инспекцию. Жилищная инспекция в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», подтвердила факт незаконного отключения от сетевого газа принадлежащее ей (истцу) домовладение, и необоснованное начисление задолженности. Между тем, как указывала истец, пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» (далее по тексту – Закон Республики Ингушетия №-РЗ) педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи, предоставляются без ограничений, связанных со временем года, нормативами потребления и площадью занимаемого жилья. Пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Ингушетия №-РЗ педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи предоставляются в денежном выражении, предусматривающим стопроцентное возмещение расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и газоснабжение. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №МОН-П-92 «О вопросах участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников» указано, что наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. Согласно закона переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижения имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Вместе с тем, как указывала истец, согласно информационному листу от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Сунженским территориальным абонентским участком, за ней установлена задолженность за потребленный газ в размере 47 056 рублей 55 копеек, с чем она не может согласиться.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что отключение домовладения ФИО1 от сетевого газа осуществлено с нарушением Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), а начисление задолженности по оплате за потребленный газ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено без учета льготы, которой наделяется специалист села в сфере образования.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 540 ГК Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения коммунально-бытовых нужд между Ингушским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его руководителя ФИО8 и ФИО1 заключен договор поставки газа в домовладение №, расположенное по <адрес> в с.<адрес>, с отапливаемой площадью 40 квадратных метров.
Согласно информационному листку по лицевому счету № задолженность абонента ФИО1 за потребленный природный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 47 056 рублей 55 копеек, а долг на ДД.ММ.ГГГГ - 12 440 рублей 24 копейки.
В акте инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что отапливаемая площадь жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в с.<адрес>, составляет 40 квадратных метров, и в указанном помещении проживает семья из двух человек, в том числе и истец, имеющая льготу, как специалист села в сфере образования.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Ингушский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» имел сведения о наличии у абонента льготы специалиста села, однако в нарушение закона произвел начисление за поставленный газ без учета указанной льготы.
Заслуживает внимания и позиция суда, признавшего незаконными действия ответчика, выразившиеся в отключении газифицированного объекта.
В соответствии с пунктом 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, второго - не позднее за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведено отключение домовладения ФИО1 от газовой сети, в связи с наличием задолженности, не уведомив абонента в порядке, предусмотренном обозначенными выше Правилами поставки газа.
В этой связи по результатам проверки обращения истца жилищной инспекцией филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Ингушетии направлено предписание, которым ответная сторона обязана подключить домовладение к газопроводной сети и произвести перерасчет начисленных истцу сумм оплаты за потребленный природный газ согласно льготам, предусмотренным Законом Республики Ингушетия №-РЗ.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 42 Правил поставки газа размер платы за потребленный газ для абонента - физического лица в случае предоставления ему и членам семьи мер социальной поддержки в форме скидки уменьшается на размер такой скидки.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N3266-1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия №-РЗ для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за газоснабжение в части расходования природного газа для отопления, предоставляются без ограничений, связанных со временем года, нормативами потребления и площадью занимаемого жилья.
При этом, право на получение мер социальной поддержки на основании Закона имеют члены семьи: супруг, супруга, дети, родители супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении, постоянно проживающие с гражданами, пользующиеся мерами социальной поддержки как педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности.
Из исследованных в заседании суда справки № от ДД.ММ.ГГГГ муниципального казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № с.<адрес>» следует, что ФИО9 работает учителем на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, а из справки отдела по расчету субсидий о компенсационных выплат населению на оплату ЖКУ по <адрес> Министерства финансов Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что истец, проживающая по адресу: РИ, с.<адрес>, №, пользуется льготами на оплату ЖКУ как «Специалист села в сфере образования» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Включение ФИО1 в регистр квалифицированных специалистов, работающих и проживавших в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается и письмом Министерства финансов Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исх.№.
В судебном заседании установлено, что ответной стороной произведен перерасчет задолженности истца за поставленный газ с учетом льготы специалиста села за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 6 647 рублей 25 копеек, следовательно, как правильно счел суд, задолженность в размере 39 155 рублей 88 копеек подлежит аннулированию.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд обоснованно счел подлежащими частичному удовлетворению требования ФИО1 о зачете льготы «Специалист села в сфере образования», и необходимости аннулирования, в этой связи, задолженности истца за поставленный газ в размере 39 155 рублей 88 копеек, за вычетом 7 900 рублей 67 копеек (47 056, 55 - 39 155, 88 = 7 900,67).
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции имел достаточные правовые основания для частичного удовлетворения требований истца.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании имеющихся доказательств, и им дана правильная оценка, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 1 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о списании задолженности, зачете льготы «Специалист села в сфере образования» и признании незаконными действий ответчика в отключении газифицированного объекта оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО2