Дело № 2а-2261/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2019 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Васильевой Т.Н.,
при секретаре Брандиной Е.С.,
с участием административного истца Виткова Д.О.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шиловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виткова Д.О. к призывной комиссии муниципального образования Тверской области «город Тверь» и
ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Тверской области «город Тверь» от 10 октября 2019 года о присвоении Виткову Д.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями),
установил:
24 октября 2019 года в Московский районный суд г. Твери поступило административное исковое заявление Виткова Д.О. к призывной комиссии муниципального образования Тверской области «город Тверь» (далее – Призывная комиссия г. Твери) и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» (далее – Военный комиссариат Тверской области) о признании незаконным решения призывной комиссии г. Твери от 10 октября 2019 года о присвоении Виткову Д.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
В обоснование административного иска Витковым Д.О. указано, что при прохождении военно-врачебной комиссии у него имелись жалобы на состояние здоровья, которые были проигнорированы призывной комиссией и, вопреки требованиям ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» он не был направлен на медицинское освидетельствование, в связи с чем призывной комиссией незаконно принято оспариваемое решение и ему направлена повестка о необходимости явки в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. 18 октября 2019 года принятое призывной комиссией решение обжаловано им в Военный комиссариат Тверской области, однако ответ на указанную жалобу им не получен.
До начала судебного заседания в суд поступили возражения представителя заинтересованного лица – Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. с просьбой в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, поскольку оспариваемое решение принято призывной комиссией в рамках предоставленных ей полномочий на основании результатов проведенного медицинского освидетельствования. Обязанность по доказыванию наличия заболевания, препятствующего прохождению военной службы, в данном случае лежит на заявителе. Доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, ни в Призывную комиссию г. Твери, ни в суд при подаче административного искового заявления Витковым Д.О. не представлены. До начала медицинского освидетельствования призывником не проведены исследования (лабораторные и клинические) в медицинских учреждениях по месту жительства в рамках оказания бесплатной медицинской помощи в период призыва по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной совместным приказом Министерства обороны РФ № 240, Минздрава РФ № 168 от 21 мая 2001 года (далее – Инструкция о проведении медицинского освидетельствования). Помимо этого указывает, что при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ № 574 от 28 июля 2008 года.
Помимо этого, до начала судебного заседания в суд также поступил отзыв администрации г. Твери на административное исковое заявление Виткова Д.О., в котором содержатся доводы о законности оспариваемого решения, однако какая-либо просьба относительно решения по заявленным требованиям отсутствует.
В судебное заседание представители административного ответчика Призывной комиссии г. Твери, заинтересованных лиц – Правительства Тверской области и Администрации г. Твери не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями ст. 150, ч. 6
ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании административный истец Витков Д.О. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в тот день, когда он проходил медицинское освидетельствование, ему одновременно вручили несколько повесток, в том числе о необходимости явиться в военный комиссариат для отправки к месту службы. Не приняли во внимание сообщенные им сведения о состоянии здоровья, не выдали направление для дополнительного освидетельствования. По направлению, выданному ему ранее, он обследование не проходил для установления врачом диагноза ему необходимо было пройти исследования в клинике «Эксперт». Однако денежные средства на оплату такого исследования у него отсутствовали.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Тверской области Шилова А.А. полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Представила возражения, согласно которым в листке медицинского освидетельствования Виткова Д.О. от 11 октября 2019 года имеется запись о сообщении призывником сведений о наличии заболевания «Невропатия малоберцового нерва» и об отсутствии документов, подтверждающих названные сведения. В апреле 2019 года административный истец направлялся на обследования по данному заболеванию, однако его не проходил. В материалах личного дела имеются результаты медицинских освидетельствований, которые проходил заявитель. Категория годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) установлена Виткову Д.О. по результатам медицинского освидетельствования с учетом диагностированного ему заболевания «Посттравматическая невропатия пр. малого берцового нерва с незначительным парезом разгибателей правой стопы» в соответствии с п. «г» ст. 27 Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства № 565 от
04 июля 2013 года «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Дополнительно пояснила, что обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, лежит на призывниках. Сведения о том, что Витков Д.О. получил одновременно несколько повесток, не лишали административного истца возможности предоставить в Призывную комиссию г. Твери документы о состоянии его здоровья до установленного дня явки в военный комиссариат для отправки к месту службы. Жалоба Виткова Д.О. с теми же доводами, поступившая в Военный комиссариат Тверской области, перенаправлена по принадлежности в призывную комиссию Тверской области, и оставлена без удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К обжалуемым в порядке гл. 22 КАС РФ решениям относятся акты перечисленных выше лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение принято
Призывной комиссией г. Твери 10 октября 2019 года. Административное исковое заявление подано в суд 24 октября 2019 года, то есть в установленный законом срок.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
- о призыве на военную службу,
- о направлении на альтернативную гражданскую службу,
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
- об освобождении от призыва на военную службу,
- о зачислении в запас,
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1
ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу п. 1 ст. 5.1 указанного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 цитируемой статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
При этом согласно п. 4 ст. 5.1 названного закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ № 565 от 04 июля 2013 года (далее – Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании п. 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил РФ, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
П. 20 Положения установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как установлено судом, с 21 января 2014 года Витков Д.О. состоит на воинском учете.
В материалах личного дела призывника имеются сведения о результатах медицинского освидетельствования, в том числе заключения врача, руководящего работой врачей-специалистов от 15 октября 2018 года и 09 апреля 2019 года с указанием на необходимость дополнительного обследования для определения диагноза, а также от 11 октября 2019 года об установлении Виткову Д.О. в соответствии с п. «г» ст. 27 приложения к Положению «Расписания болезней» категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями») с учетом диагностированного ему заболевания «Посттравматическая невропатия пр. малого берцового нерва с незначительным парезом разгибателей правой стопы».
В связи с изложенным, решением призывной комиссии г. Твери № 13/31/44 от 11 октября 2019 года Витков Д.О. призван на военную службу и ему выдана повестка о необходимости явки в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Факт наличия у Виткова Д.О. диагностированного ему по итогам медицинского освидетельствования заболевания не оспаривался в судебном заседании административным истцом и подтверждается материалами дела, в том числе сведениями, содержащимися в представленной Витковым Д.О. в судебном заседании медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
В связи с установлением названного диагноза и отсутствием сведений об ограничении функций конечности как последствия названного повреждения нервов специалисты, проводившие медицинское освидетельствование, на основании п. «г» ст. 27 приложения к Положению «Расписания болезней» правильно определили категорию годности призывника Виткова Д.О. – Б-4.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение Призывной комиссией г. Твери принято в соответствии с требованиями закона.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что административным истцом ни в Призывную комиссию г. Твери, ни суду не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у Виткова Д.О. заболеваний, которые препятствовали бы его призыву на военную службу, суд приходит к выводу, что повода расценить оспариваемое решение как нарушающее права и законные интересы Виткова Д.О. не усматривается.
При этом суд также учитывает, что оснований для направления заявителя для проведения дополнительного медицинского обследования не имелось, поскольку каких-либо документов, подтверждающих ухудшение состояния его здоровья, обращение за медицинской помощью и лечение в связи с обострением заболевания, Витковым Д.О. при прохождении медицинского освидетельствования предоставлено не было.
Более того, как верно отмечено представителем административного ответчика Военного комиссариата Тверской области Шиловой А.А., административный истец не был лишен возможности предоставить в Призывную комиссию г. Твери указанные выше документы в период после прохождения медицинского освидетельствования до установленного ему дня явки в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Убедительных доказательств того, что Витков Д.О. по объективным причинам был лишен возможности пройти дополнительное медицинское обследование по ранее выданному ему Призывной комиссией г. Твери направлению, суду не представлено. Доводы о необходимости прохождения такого обследовании в учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, а также об отсутствии у административного истца денежных средств на оплату названных услуг, являются голословными и объективно ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Виткова Д.О. к Призывной комиссии г Твери и Военному комиссариату Тверской области о признании незаконным решения Призывной комиссии г. Твери от 10 октября 2019 года о присвоении Виткову Д.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) надлежит отказать.
Определением судьи Московского районного суда г. Твери от
25 октября 2019 года удовлетворено заявление Виткова Д.О. о применении мер защиты по административному иску, приостановлено выполнение решения Призывной комиссии г. Твери о призыве Виткова Д.О. на военную службу.
В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
В связи с изложенным действие мер предварительной защиты по иску следует сохранить до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Виткова Д.О. к призывной комиссии муниципального образования Тверской области «город Тверь» и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Тверской области «город Тверь» от 10 октября 2019 года о присвоении Виткову Д.О.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категории годности Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) отказать.
Принятые по делу меры предварительной защиты сохранить до исполнения решения суда.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Васильева
Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2019 года.
Судья Т.Н. Васильева