ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петряевой Т.Н., Архипенко И.И., Стукалова Е.В., Гапоненко Н.В., Андрейченко А.А., Товсултанова Д.Р., Котрехова В.В. к гаражному специализированному потребительскому кооперативу «Квант» о признании права собственности на гаражные боксы,
установил:
Истцы обратились с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что они являются членами гаражного специализированного потребительского кооператива «Квант». На предоставленном кооперативу земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> под строительство гаражей членами кооператива были возведены гаражные боксы. В настоящее время истцы не имеют возможности зарегистрировать право собственности на гаражные боксы в виду утраты разрешительной документации, необходимой для осуществления государственного кадастрового учета. Ссылаясь на положения ст. 218 ГК РФ, истцы просят признать право собственности на гаражные боксы, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, в ГСК «Квант» по адресу: <Адрес обезличен>, в следующем порядке: Котрехов В.В. просит признать за собой право собственности на объекты недвижимости – пять гаражных боксов: №1/15, площадью 66,4 кв.м., №2/15, площадью 26,4 кв.м., №3/15, площадью 21,1 кв.м., №4/15, площадью 23,1 кв.м., №5/15, площадью 23,5 кв.м.; Товсултанов Д.Р. просит признать за собой право собственности на гаражный бокс №6/15, площадью 37,5 кв.м.; Петряева Т.Н. просит признать за собой право собственности на гаражный бокс №7/15, площадью 25,6 кв.м.; Гапоненко Н.В. просит признать за собой право собственности на гаражный бокс №8/15, площадью 26,3 кв.м.; Архипенко И.И. просит признать за собой право собственности на гаражный бокс №9/15, площадью 36,4 кв.м.; Стукалов Е.В. просит признать за собой право собственности на объекты недвижимости – пять гаражных боксов: №10/15, площадью 71,7 кв.м., №12/15, площадью 68,7 кв.м., №13/15, площадью 37,4 кв.м., №14/15, площадью 80,8 кв.м., №15/15, площадью 40,7 кв.м.; Андрейченко А.А. просит признать за собой право собственности на гаражный бокс №11/15, площадью 35,6 кв.м.
В судебное заседание истцы - Петряева Т. Н., Архипенко И.И., Стукалов Е.В., Гапоненко Н.В., Андрейченко А.А., Товсултанов Д.Р. – не явились, извещены. Просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.
Истец Котрехов В.В. и его представитель Котрехова М.В., допущенная к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям. Дополнили, что все площади гаражных боксов проверены и фактически соответствуют заявленным площадям.
Представитель ответчика ГСК «Квант» по доверенности Озеринников П.В. в судебном заседании признал заявленные требования. Пояснил, что истцы являются членами кооператива, задолженности по взносам не имеют, пользуются заявленными гаражными боксами в соответствии с предъявленными требованиями, спора между членами кооператива по порядку пользования гаражными боксами не имеется.
Третье лицо администрация Сортавальского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направило. Представили суду отзыв, в котором разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда. Отмечают, что гаражные боксы не являются самовольными постройками, возведены в установленном законом порядке, на земельном участке, отведенном, в том числе для указанных целей.
Третье лицо администрация Сортавальского муниципального района своего представителя для участия в деле не направило. Представили суд отзыв, из которого следует, что законных интересов администрации настоящий спор не затрагивает, разрешение вопроса по существу оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо Управление Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание представителя не направило, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании ответчик заявленные требования признал в полном объеме.
Право ответчика признать иск закреплено в ч. 1 ст. 39 ГПК РФ.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
Порядок принятия судом признания ответчиком исковых требований определен в ст. 173 ГПК РФ. Судом разъяснены ответчику последствия признания иска, предусмотренные ч. 2 ст. 173 ГПК.
В силу ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
Пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац первый и второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (пункт 4).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также в абзаце втором пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что лица, полностью внесшие свой паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса, а не с момента государственной регистрации права.
Судом установлено, что истцы являются членами гаражно-строительного потребительского кооператива «Квант» (далее – ГСК «Квант»).
30.10.2013 между ГСК «Квант» и администрацией Сортавальского муниципального района заключен договор аренды земельного участка <Номер обезличен>.
По условиям названного договора аренды ГСК «Квант» предоставлен земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 1954 кв.м., сроком с 30.10.2013 по 29.10.2018. Местоположение участка определено как <Адрес обезличен>, в юго-восточной части кадастрового квартала <Номер обезличен>. Категория земли – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство индивидуальных гаражей.
Согласно представленной кадастровой выписке поименованный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете, имеет площадь 1954 +/- 15 кв.м.
Материалами дела подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером на конце :1 возведены 15 нежилых помещений (гаражных боксов).
Согласно протоколу №5 общего собрания членов ГСК «Квант» от 15.07.2015 членами кооператива принято решение о закреплении гаражных боксов и участков под ними в следующем порядке: за Котреховым В.В. гаражные боксы с №1/15 по №5/15, включительно; за Товсултановым Д.Р. гаражный бокс №6/15, за Петряевой Т.Н. гаражный бокс №7/15, за Гапоненко Н.В. гаражный бокс №8/15, за Архипенко И.И. гаражный бокс №9/15, за Андрейченко А.А. гаражный бокс №11/15, за Стукаловым Е.В. гаражные боксы с №10/15 по №15/15 включительно.
В материалы дела предоставлены технические планы на каждое нежилое помещение (боксы) с указанием их площади, описанием местоположения. В качестве правоустанавливающего документа на объект недвижимости поименовано решение Исполнительного комитета Сортавальского городского Совета народных депутатов №190 от 15.03.1991 «Об отводе земельного участка под строительство индивидуальных гаражей по <Адрес обезличен>».
Стороной истца также предоставлены заключения ООО «Центр кадастровых услуг» на каждый гаражный бокс об их соответствии градостроительным, строительным нормам и противопожарным правилам, сейсмическим требованиям, предъявляемым к такого рода объектам. Отмечено, что возведенные объекты недвижимости не нарушают прав и законных интересов третьих лиц, не создаю угрозу их жизни и здоровью.
Из справки, выданной ГСК-70, следует, что истцы являются членами кооператива, паевые взносы за гаражные боксы выплачены ими в полном объеме, что подтверждается представленной выпиской из реестра членов ГСК «Квант» по состоянию на 17.12.2018.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также признание ответчиком заявленных требований в полном объеме, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд также исходит из того, что само по себе отсутствие разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию не может являться основанием для отказа в иске о признании права собственности, поскольку в рассматриваемом случае, судом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», выяснено, что гаражные боксы являются технически исправными, работы по его возведению были выполнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Признаков самовольности возведения спорных гаражных боксов судом не установлено.
При этом правопритязания на земельный участок с кадастровым номером на конце :<Номер обезличен> как со стороны администрации Сортавальского муниципального района, так и со стороны администрации Сортавальского городского поселения отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать за Котреховым В.В. право собственности на одноэтажные гаражные боксы: №1/15, площадью 66,4 кв.м., №2/15, площадью 26,4 кв.м., №3/15, площадью 21,1 кв.м., №4/15, площадью 23,1 кв.м., №5/15, площадью 23,5 кв.м., расположенные в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Товсултановым Д.Р. право собственности на одноэтажный гаражный бокс №6/15, площадью 37,5 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Петряевой Т.Н. право собственности на одноэтажный гаражный бокс №7/15, площадью 25,6 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Гапоненко Н.В. право собственности на одноэтажный гаражный бокс №8/15, площадью 26,3 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Архипенко И.И. право собственности на одноэтажный гаражный бокс №9/15, площадью 36,4 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Стукаловым Е.В. право собственности на одноэтажные гаражные боксы: №10/15, площадью 71,7 кв.м., №12/15, площадью 68,7 кв.м., №13/15, площадью 37,4 кв.м., №14/15, площадью 80,8 кв.м., №15/15, площадью 40,7 кв.м., расположенные в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Признать за Андрейченко А.А. право собственности на одноэтажный гаражный бокс №11/15, площадью 35,6 кв.м., расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Квант» на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, назначение помещения - нежилое.
Решение является основанием для регистрации права собственности за истцами соответствующих гаражных боксов.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Решение изготовлено в окончательно форме 19.02.2019.