Решение по делу № 2-276/2013 ~ М-266/2013 от 10.04.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2013 года город Рязань

Рязанский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Воробьева А.А., при секретаре Жихоревой С.И., с участием заявителя Поповского И.И., его представителя – Волчковой Г.И., представителя командира войсковой части 0000 Пашкова А.С., представителя жилищной комиссии войсковой части 0000 Дзюбак С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 0000 старшего прапорщика Поповского И.И. об оспаривании действий командира войсковой части 0000 и жилищной комиссии войсковой части 0000, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Поповский обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 0000 в должности – <должность>

Также он указал, что в настоящее время проживает в служебной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> которая является муниципальной собственностью <адрес>, и была предоставлена ему на состав семьи 3 человека: он, жена – ФИО1, сын – ФИО2 на основании постановления главы администрации <адрес> от 14.11.2005 года и решением жилищной комиссии воинской части от 26 июня 2009 года.

В связи с необеспеченностью постоянным жилым помещением по договору социального найма и предстоящим увольнением из ВС РФ Поповский 21 сентября 2012 года обратился с рапортом к командиру войсковой части 0000 о постановке его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), составом семьи 2 человека по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.

Однако протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 0000 от 27 сентября 2012 года, утвержденного командиром войсковой части 0000 29 сентября 2012 года, Поповскому было отказано в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ.

Решением Рязанского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2012 года по заявлению Поповского указанный протокол жилищной комиссии войсковой части 0000 был признан незаконным и суд обязал жилищную комиссию войсковой части 0000 и командира войсковой части 0000 повторно рассмотреть рапорт Поповского И.И. от 21 сентября 2012 года о принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.

Во исполнении названного решения суда жилищной комиссией войсковой части 0000 был повторно рассмотрен рапорт Поповского о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и решением жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 января 2013 года (протокол от 12 января 2013 года), утвержденного командиром войсковой части 0000 16 января 2013 года, Поповскому было отказано в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 53 ЖК РФ.

Не соглашаясь с указанным решением жилищной комиссии войсковой части 0000, Поповский обратился в суд и просит:

- признать действия жилищной комиссии войсковой части 0000 об отказе в постановке его на учет от 12 января 2013 года незаконными;

- отменить протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 января 2013 года и обязать жилищную комиссию войсковой части 0000 поставить его на учет;

- оплатить ему затраты за уплату госпошлины в сумме 200 рублей и услуги представителя в судебном заседании в сумме 10000 рублей.

Заявитель Поповский в судебном заседании свои требования поддержал. При этом он пояснил, что до поступления на военную службу по месту работы ему в 1992 году была предоставлена квартира по адресу: <адрес> площадью 45,7 кв. метров. В 1998 году он заключил контракт о прохождении военной службы и продолжал проживать в указанной квартире. В данной квартире они проживали втроем: он, жена и сын. В 2008 году в данной квартире была зарегистрирована еще мать его жены. Также он стоял в очереди на получение жилья, и в 2009 году ему была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> в которой он сейчас и проживает. Его сын уехал из <адрес> и в настоящее время проживает в <адрес>. Также Поповский пояснил, что в настоящее время он признан не годным по состоянию здоровья к военной службе и подлежит увольнению. Постоянным местом жительства после увольнения с военной службы он избрал <адрес>.

Представитель заявителя Волчкова в судебном заседании требования заявления также поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель командира войсковой части 0000 Пашков и представитель жилищной комиссии войсковой части 0000 Дзюбак, каждый в отдельности требования заявителя не признали, просили суд отказать в их удовлетворении. При этом каждый в отдельности они пояснили, что в 2008 году Поповский ухудшил свои жилищные условия, прописав в квартиру, находящуюся по <адрес> мать жены – ФИО3. и после этого он приватизировал квартиру на ФИО3, а сам и члены его семьи отказались от приватизации. Этими действиями он намерено ухудшил свои жилищные условия. В связи с этим он не подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. Также жилищная комиссия выезжала по месту жительства Поповского для проверки жилищных условий по адресу: <адрес>, но оказалось, что Поповский по данному адресу фактически не проживает и сдает данное жилье по договору найма гражданину ФИО4. Дзюбак также пояснила, что мать жены заявила – ФИО3 также фактически не проживает по адресу: <адрес>, а проживает в <адрес>, так как они выезжали в <адрес> и глава администрации подтвердил, что ФИО3 проживает в <адрес>.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявление Поповского удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из типового договора социального найма жилого помещения от 1 июля 2008 года следует, что Поповскому И.И. передается в бессрочное пользование и владение квартира по адресу: <адрес> на семью из 3 человек.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, д.9, кв.5 в данной квартире были зарегистрированы – Поповский И.И. ч.м.г. года рождения и ФИО1 с 4.12.1992 года по 29.06.2009 года, ФИО2 ч.м.г. года рождения с 19.08.2003 года по 03.07.2009 года, ФИО3 с 13.08.2008 года по настоящее время.

Выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 26 июня 2009 года подтверждается выделение Поповскому, как очереднику на получение жилья, жилой площади в <адрес>

Из договора найма специализированного жилого помещения от 29 июня 2009 года следует, что на основании постановления главы администрации <адрес> от 14.11.2005 года № 160 «О служебных помещениях (квартирах)» и выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 26 июня 2009 года Поповскому предоставлена служебная квартира в <адрес> для временного проживания - на период прохождения военной службы. Справкой администрации от 19 ноября 2012 года подтверждается, что указанная квартира находится в муниципальной собственности <адрес> городского поселения.

Из рапорта Поповского от 21 сентября 2012 года следует, что он обращался к командиру войсковой части 0000 с просьбой о постановке его на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 0000 от 27 сентября 2012 года, утвержденного командиром войсковой части 0000 29 сентября 2012 года, Поповскому было отказано в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ. С указанным протоколом Поповский был ознакомлен 9 ноября 2012 года, с протоколом он не согласился, о чем в протоколе имеется соответствующая запись.

Решением Рязанского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2012 года решение жилищной комиссии войсковой части 0000 оформленное протоколом от 27 сентября 2012 года, утвержденного командиром войсковой части 0000 29 сентября 2012 года, в части отказа Поповскому в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, признано незаконным. И Суд обязал жилищную комиссию войсковой части 0000 и командира войсковой части 0000 повторно рассмотреть рапорт Поповского И.И. от 21 сентября 2012 года о принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.

В исполнение названного решения суда жилищной комиссией войсковой части 0000 был повторно рассмотрен рапорт Поповского о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 0000 от 12 января 2013 года Поповскому вновь было отказано в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 53 ЖК РФ. Данное основание было мотивировано тем, что ранее Поповский составом семьи три человека проживал в квартире по адресу: <адрес>, в которой с 13 августа 2013 года была зарегистрирована ФИО3 (мать супруги Поповского), которая в октября 2008 года приватизировала эту квартиру и в настоящее время эта квартира принадлежит ей на праве собственности.

Из сообщения управления Росреестра по <адрес> следует, что квартира по адресу: <адрес> была приватизирована ФИО3 ч.м.г. г.р., 7 октября 2008 года.

Из заявлений в администрацию Муниципального образования <адрес> от Поповского И.И., ФИО1 ФИО2 ч.м.г. г.р., следует, что указанные лица дают согласие на приватизацию квартиры по адресу: <адрес> и просят не включать их в число участников общей собственности приватизируемого жилого помещения.

Выпиской из послужного списка личного дела военнослужащего войсковой части 0000 прапорщика Поповского подтверждается прохождение им военной службы по контракту. Последний контракт с Поповским заключен сроком на 5 лет до 14 августа 2012 года.

<..................................>

Как видно из представленной заявителем квитанции он уплатил своему представителю за оказание ему юридической помощи 10000 рублей.

В судебном заседании установлено, что Поповский и члены его семьи были обеспечены жилым помещением от органов местного самоуправления по адресу: <адрес> (договор социального найма от 1 июля 2008 года), а в 2009 году был обеспечен служебной квартирой для временного проживания, на период прохождения военной службы. В настоящее время Поповский является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в части внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, и подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья, его выслуга составляет более 16 лет.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Министерстве внутренних дел Российской Федерации Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года № 75.

Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.

Для военнослужащих МВД России, согласно п. 19 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения (приложение № 6 к настоящей Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба – в данном случае Министерство внутренних дел РФ) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства в лице органов местного самоуправления по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно материалам дела Поповский и его семья составом 3 человека были обеспечены от органов местного самоуправления жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 45,7 кв.м. В августе 2008 года заявитель вселил в квартиру ФИО3 (мать жены), которая в октябре 2008 года приватизировала эту квартиру и в данный момент она принадлежит ей на праве собственности. От участия в приватизации названной квартиры Поповский и члены его семьи отказались, что подтверждается их заявлениями в администрацию муниципальное образование <адрес> Данные факты суд также расценивает, как намеренное ухудшение Поповским и членами его семьи своих жилищных условий.

Таким образом, Поповский, добровольно распорядившись выделенным ему от органов местного самоуправления жильем, исключил возможность сдать его в установленном порядке государству и не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в связи с этим его требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ судебные расходы и расходы на оплату услуг представителя присуждаются лишь той стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поэтому требование Поповского о взыскании в его пользу судебных расходов и расходов на оплату услуг представителя удовлетворению также не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 195 -199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0000, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░­░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░

░.░. ░░░░░░░░

2-276/2013 ~ М-266/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поповский Иван Иванович
Ответчики
Командир в/ч
Жилищная комиссия в/ч
Суд
Рязанский гарнизонный военный суд
Судья
Воробьёв А.А.
10.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2013[И] Передача материалов судье
10.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2013[И] Судебное заседание
30.04.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2013[И] Дело оформлено
25.07.2013[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее