Решение по делу № 2-13/2019 от 01.10.2019

Дело № 2-13/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 года                                         г. Осташков Тверская область

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Мосягиной Л.А.,

с участием ст.помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаевой О.В., ответчика Тузова М.Н., представителя ответчиков Тузова М.Н. и Тузова С.М. - Громова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы к администрации Осташковского городского округа, комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Тузова М.Н., Тузова С.М. о признании недействительным постановления главы МО "Сиговское сельское поселение" №135 от 11 октября 2017 года, договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды и истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы с исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Тузова С.М. и Тузова М.Н., в котором просит: признать недействительными постановления главы МО "Сиговское сельское поселение" № 135 от 11 октября 2017 г. «О предоставлении в аренду земельного участка Тузова М.Н. по адресу: <адрес>»; признать договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 1385 кв. м., заключенный 11 октября 2017 года между Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» и Тузовым М.Н., а также договор от 21.11.2017 г переуступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2017 г. кадастровый номер площадью 1385 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М. недействительными (ничтожными) сделками и истребовать из чужого незаконного владения Тузова С.М. земельный участок, обязав Тузова С.М. передать по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой были выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении администрацией МО «Сиговское сельское поселение» земельного участка с кадастровым номером по результатам рассмотрения заявления Тузова М.Н. о предоставлении в аренду земельного участка. Главой администрации МО «Сиговское сельское поселение» было издано постановление № 273 от 21 ноября 2016 г. «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков по адресу: <адрес>. Согласно постановлению утверждена схема расположения земельного участка площадью 1385 кв.м., расположенного в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), имеющего адресные ориентиры: <адрес> Установлен вид использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства.

В нарушение ч.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ администрация извещения о предоставлении спорных земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru, не разместила.

Администрация МО «Сиговское сельское поселение» по истечении тридцати дней с момента размещения извещения о предоставлении земельных участков должна была в соответствии с подп.2 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Тузова М.Н. в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса РФ. Такое решение администрацией не принималось, а было принято постановление о предоставлении земельного участка. Вместе с тем, такая процедура возможна только для уже сформированного земельного участка.

Постановлением Администрации МО «Сиговское сельское поселение» № 135 от 11 октября 2017 г. Тузова М.Н. предоставлен в аренду спорный земельный участок сроком на 20 лет. 11 октября 2017 г. между администрацией МО «Сиговское сельское поселение» и Тузовым М.Н. заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка. 22 октября 2017 г. договор прошел государственную регистрацию.

21.11.2017 года между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М. заключен договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2017 г.

Поскольку администрацией при предоставлении Тузова М.Н. земельного участка, находящегося в государственной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, не соблюдены интересы неопределенного круга лиц, желающих принять участие в аукционе, то есть нарушены принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, не соблюдены интересы Осташковского городского округа связанные с эффективным использованием земель по их целевому назначению, прокурор полагает, что постановление Главы муниципального образования «Сиговское сельское поселение» № 135 от 11 октября 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка Тузова М.Н. по адресу: <адрес> является недействительным, а заключенный на его основании договор аренды в силу ст.167 ГК РФ, а в последствии договор переуступки прав и обязанностей недействительными сделками с момента их совершения.

Кроме того, Тузов М.М., являясь главой администрации МО «Сиговское сельское поселение», 11.10.2017 издал постановление о предоставлении земельного участка Тузова М.Н., который является отцом Тузов М.М., т.е. близким родственником. Таким образом, при предоставлении Тузова М.Н. земельного участка у Тузов М.М. возник конфликт интересов, от которого он не устранился.

Поскольку администрацией МО «Сиговское сельское поселение» при предоставлении Тузова М.Н. земельного участка, находящегося в государственной собственности для индивидуального жилищного строительства, не соблюдены интересы неопределенного круга лиц, желающих принять участие в аукционе, то есть нарушены принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, не соблюдены интересы Осташковского городского округа связанные с эффективным использованием земель по их целевому назначению, прокурор полагает, что постановление Главы муниципального образования «Сиговское сельское поселение» № 135 от 11 октября 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка Тузова М.Н. по адресу: <адрес>», является недействительным, а заключенные на его основании договор аренды земельного участка, а также договор от 21.11.2017 г. переуступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, заключенный между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М. в силу ст.167 ГК РФ недействительными сделками с момента их совершения.

Тузова С.М. не может быть признан добросовестным приобретателем, поскольку лицо не может признано таковым по ничтожной сделке, если не соблюдаются обязательные условия, при которых лицо может быть признано добросовестным приобретателем - совершение сделки с должной осмотрительностью. В данном случае сделка о переуступке прав по договору аренды заключена через очень непродолжительное время, что может свидетельствовать о фактическом сговоре Тузова М.Н. и Тузова С.М., являющихся близкими родственниками в целях образования видимости добросовестного приобретения имущества.

Представитель материального истца председатель Осташковской городской Думы о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.

Ст. помощник Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и сообщила, что срок давности заявленных исковых требований прокурором не пропущен, поскольку право аренды Тузова М.Н. на земельный участок было зарегистрировано 22 октября 2017 г, срок исковой давности в данном случае составляет три года, так как прокурор выступает в защиту публичных интересов.

Ответчик Тузова С.М. о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, в письменном отзыве исковые требования не признал, просил применить срок исковой давности.

Ответчик Тузова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 69:24:0170701:0166, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> Указанный земельный участок имеет общую границу с земельным участком, площадью 1385 кв.м., с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. Его семья много лет фактически пользовалась территорией земельного участка, переданного в аренду по договору от 11.10.2017 года. Положения подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ устанавливают возможность права выкупа без торгов «земельных участков, на которых расположены здания, сооружения без всякой формальной привязки к размерам таких земельных участков». Таким образом, считает, что на момент оформления права аренды спорного земельного участка имел преимущественное перед другими     право выкупа земельного участка, на котором расположены построенные им здания. Владение спорным земельным участком производилось открыто на протяжении более 15 лет на основании Постановления Сиговского сельского совета Осташковского района от 22.09.1992 года. Фактические границы сложившегося землепользования определяются забором, который был установлен более 20 лет назад и с тех пор никуда не переносился и не передвигался. Считает, что исковые требования не могут быть разрешены без учета фактически сложившихся границ земельного участка, а также без разрешения судьбы строений, расположенных на спорном земельном участке.

Представитель ответчиков Тузова М.Н. и Тузова С.М. - Громова Р.М. просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснил, что срок для признания Постановления МО «Сиговское сельское поселение» № 135 от 11.10.2017 года "О предоставлении в аренду земельного участка Тузову М.Н. по адресу: <адрес>» недействительным истек. Также указывают, что порядок предоставления земельного участка не был нарушен, поскольку на дату его предоставления участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, в соответствии с п.5 ст.39.18 ЗК РФ возможно только принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду.

Доказательств того, что нарушение, допущенное администрацией, в виде неопубликования сведений о предоставлении в аренду земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru ограничило возможность участия неопределенного круга лиц. привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. прокурором не представлено.

Также указывает, что сделка по передаче в аренду земельного участка в соответствии со ст. ст. 449, 166 ГК РФ является оспоримой, к ней применяется годичный срок исковой давности, установленный ч. 2 ст. 181 ГК РФ.

Представители ответчиков Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в направленных суду ходатайствах просили о рассмотрении дела без их участия, возражений против удовлетворения исковых требований прокурора не представили.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав ст.помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаева О.В., ответчика Тузова М.Н., представителя ответчиков Громова Р.М., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы, подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Статья 1 Земельного кодекса РФ предусматривает в качестве основных принципов регулирования земельных правоотношений сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Закрепленные в указанной статье принципы должны соблюдаться при владении, пользовании, распоряжении земельными участками независимо от того, к какой форме собственности относится земельный участок.

На основании ст.6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

    Согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На основании п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    В соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

    Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и при отсутствии предусмотренных п.8 ст.39.15 и ст.39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

    В силу п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка и другая информация.

Из документов представленных суду следует, что главой Администрации МО «Сиговское сельское поселение» по результатам рассмотрения заявления Тузова М.Н. о предоставлении в аренду земельного участка было издано постановление №273 от 21 ноября 2016 г., которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> (л. д. 54).

Извещение Администрации МО «Сиговское сельское поселение» о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды сроком на 20 лет земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> площадью 1500 кв.м., было опубликовано на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.32).

Постановлением Администрации МО «Сиговское сельское поселение» №135 от 11 октября 2017 г. Тузова М.Н. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> <адрес>, для использования в целях: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1385 кв.м., сроком на 20 лет (л.д.34).

11 октября 2017 г. между Администрацией и Тузовым М.Н. заключен договор аренды находящегося в государственной собственности спорного земельного участка (л.д.36-39).

21.11.2017 г. между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М. заключен договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2017 года. 07 декабря 2017 г. договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Тверской области (л.д.27-28).

Законом Тверской области №27-ЗО от 17.04.2017 создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение – город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ. В силу п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – г.Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.

Согласно сведениям об основных характеристиках объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 03 июля 2017 г., имеет площадь 1385 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, имеет категорию земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, имеются сведения о регистрации 11 октября 2017 г. за Тузовым М.Н. договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка на срок с 07 декабря 2017 г. по 10 октября 2037 г., а также сведения о регистрации договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды 21 ноября 2017 г. (л.д.58-64).

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Данных о принятии муниципального правового акта МО «Сиговское сельское поселение» – административного регламента по предоставлению земельных участков в деле не имеется, в связи с чем правоотношения регулируются ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

    Судом установлено, что текст опубликованной информации о принятии письменных заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка соответствует п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

Материалами дела подтверждается, что извещение Администрации МО «Сиговское сельское поселение» о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды сроком на 20 лет земельного участка было опубликовано на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, Администрация МО «Сиговское сельское поселение» приняла оспариваемое постановление и заключила договоры аренды с Тузовым М.Н. в отношении спорных земельных участков без опубликования извещения на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, что прямо нарушает требования подпункта 1 пункта 1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

На момент обращения Тузова М.Н. за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала опубликованию не только в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков, но и на официальном сайте органа местного самоуправления и официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом размещение сведений о спорном земельном участке на данных сайтах являлось обязательным.

Бремя доказывания факта осуществления размещения извещений на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, лежит на органе местного самоуправления, обязанном в силу ст.39.18 Земельного кодекса РФ обеспечить опубликование указанных извещений.

Таких доказательств органом местного самоуправления суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что извещение о предоставлении спорного земельного участка и о возможности подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе с целью приобретения прав на испрашиваемый Тузовым М.Н. участок на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru не размещалось.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что земельные участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст.39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

    Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет как право каждого желающего принять у них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

    Из материалов дела следует, что испрашиваемый Тузовым М.Н. земельный участок предстояло образовать в соответствии с прилагаемой к заявлению схемой. Администрация МО «Сиговское сельское поселение» по истечении тридцати дней с момента размещения извещения о предоставлении земельного участка должна была в соответствии с подп.2 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков Тузова М.Н. в соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

Однако, в нарушение требований п.5 ст.39.18, ст.39.15 Земельного кодекса РФ такое решение Администрацией не принималось, а было принято оспариваемое постановление № 135 от 11 октября 2017 г. о предоставлении земельного участка в аренду.

Между тем, такая процедура возможна исключительно для уже сформированного земельного участка, что не имело места в данном случае. Земельный участок формировался на основании заявления Тузова М.Н., по результатам рассмотрения которого администрация МО «Сиговское сельское поселение» начала выполнять предусмотренную ст.39.18 Земельного кодекса РФ процедуру. Основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения. Однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Тузова М.Н. органом местного самоуправления не принималось.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, Администрация МО «Сиговское сельское поселение» объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем, является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие, что является существенным нарушением закона.

Принятие Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» постановления № 135 от 11 октября 2017 г. в нарушение предусмотренной законом процедуры извещения, а также в отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и в отсутствие полномочий по предоставлению спорного земельного участка, являются достаточным основанием для признания оспариваемого постановления главы Администрации МО «Сиговское сельское поселение» недействительным.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п.74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Поскольку договор аренды земельного участка между Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» и Тузовым М.Н. заключен на основании недействительных решений органа местного самоуправления, посягающих на интересы Осташковского городского округа, неопределенного круга лиц, то есть публичные интересы, оспариваемый договор аренды земельного участка от 11 октября 2017 г. является ничтожной сделкой.

Согласно материалам дела Тузова М.Н., являясь арендатором по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11 октября 2017 г., 21 ноября 2017 г. передал все имеющиеся у него права и обязанности, предусмотренные договором аренды от 11 октября 2017 г. правоприобретателю – новому арендатору Тузова С.М. в отношении земельного участка, предоставленного арендатору на основании постановления Администрации МО «Сиговское сельское поселение» от 11 октября 2017 г. №135.

Поскольку судом постановление главы Администрации МО «Сиговское сельское поселение» от 11 октября 2017 г. №135 «О предоставлении Тузова М.Н. в аренду земельного участка по адресу: <адрес>» признается недействительным, заключенный на его основании договор аренды земельного участка от 11 октября 2017 г. является ничтожной сделкой, то последующий договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 21 ноября 2017 г., заключенный между Тузовым М.Н. и Тузовым С.Н., также подлежит признанию недействительным, в силу его ничтожности.

На момент разрешения спора договор аренды спорного земельного участка заключен между Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» (арендодатель), правопреемником которого является Администрация Осташковского городского округа, и Тузова С.М. (новый арендатор), заменивший арендатора Тузова М.Н.

    Согласно п.1 и п.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.

    При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Вопрос о приведении сторон в первоначальное положение, а именно возложении на Тузова С.М. обязанности возвратить земельный участок в государственную собственность подлежит разрешению одновременно с признанием сделки недействительной, поскольку факт передачи по ничтожной сделке спорного земельного участка по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М. – подтвержден передаточным актом от 21.11.2017 г. (л.д.28).

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, которые связаны с применением последствий недействительности сделки, разрешается согласно законодательству, регулирующему эти отношений. Если между лицами отсутствуют договорные отношений или отношений, связанные с последствиями недействительности сделки, при разрешении спора о возврате имущества собственнику применяются ст.301, 302 ГК РФ.

На момент разрешения спора договор аренды спорного земельного участка заключен между Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» (арендодатель), правопреемником которого является Администрация Осташковского городского округа, и Тузовым С.М. (новый арендатор), заменивший арендатора Тузов М.М.

Исковые требования предъявлены в интересах муниципального образования, органы которого осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и неопределенного круга лиц. Требование обосновано, в том числе тем, что у органа, заключившего сделку, отсутствовали полномочия на её заключение. При таких обстоятельствах требование публичного органа, а также прокурора, действующего в его интересах, о возврате имущества должно рассматриваться как требование о применении последствий недействительности сделки, а не по правилам виндикации. В этой связи исковые требования прокурора об истребовании из незаконного владения Тузова С.М. земельного участка удовлетворению не подлежат, при этом подлежат применению последствиями недействительности ничтожной сделки.

В соответствии с п.4 ст.166 ГК РФ именно применение последствий недействительности ничтожной сделки – возложении на Тузова С.М. обязанности возвратить земельный участок с кадастровым номером по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа приведет к защите прав муниципального образования «Осташковский городской округ», органы местного самоуправления которого правомочны на предоставление земельного участка в силу пункта 2 статьи 3.3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Предоставление земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов осуществляется только лишь при соблюдении процедуры, предусмотренной ст.39.18 ЗК РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что процедура, предусмотренная ст.39.18 Земельного Кодекса РФ, не была соблюдена, орган местного самоуправления Администрация МО «Сиговское сельское поселение» полномочий на распоряжение земельным участком не имел.

Заключив 21 ноября 2017 г. договор уступки, Тузова С.М. приобрел преимущественное право на получение прав на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, без проведения аукциона, что действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п.2 ст.167 Гражданского кодекса РФ полученное по недействительному договору аренды для арендатора выражается в пользовании предоставленным ему имуществом.

В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса РФ к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке правила о неосновательном обогащении могут применяться, если иное не вытекает из существа соответствующих отношений. Равный размер взаимных обязательств сторон исключает наличие неосновательного обогащения.

Нормы о неосновательном обогащении (статья 1107 Гражданского кодекса РФ) могут быть применены к отношениям сторон лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что полученная одной из сторон денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне. Денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученным лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.

Подпунктом 7 п.1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплён принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исследованными доказательствами подтверждено, что Тузова М.Н., Тузова С.М. пользовались предоставленным им земельным участком, поэтому уплаченную ими по договорам арендную плату суд признает формой оплаты за пользование переданным в аренду земельным участком, которую следует зачесть в счет возмещения стоимости пользования имуществом.

Доказательств, подтверждающих внесение Тузовым М.Н., Тузовым С.М. арендной платы, превышение перечисленных арендодателю денежных средств размера установленной сторонами арендной платы, обогащения на стороне собственника имущества за счет арендатора, сторонами не представлено.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон, как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства право на который не зарегистрировано, правового значения для разрешения настоящих требований, не имеет.

В силу п. 1 ст. 181 ГК РФ Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.

Учитывая, что право аренды Тузова С.М. на земельный участок было зарегистрировано 07 декабря 2017 г., вопреки доводам ответчиков и их представителя Громова Р.М. срок исковой давности по требованиям прокурора не истек.

Администрация Осташковского городского округа зарегистрирована в качестве юридического лица 13 декабря 2017 г.

Администрация Осташковского городского округа реорганизована путем присоединения к ней, в том числе Администрации МО «Сиговское сельское поселение» и является её правопреемником, о чем свидетельствуют Закон Тверской области от 30 марта 2017 г., решения Осташковской городской Думы № 92, 93 от 28.12.2017, п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа.

Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности Осташковского городского округа, в связи с чем, спорные земельные участки подлежат передаче по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей об аренде спорных земельных участков.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства в соответствии со статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Менчинская против Российской Федерации").

Статьей 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени субъекта Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований могут осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из анализа приведенных положений законодательства следует, что при обращении в суд общей юрисдикции в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор преследует публично-правовой интерес, который соответствует интересу граждан проживающих на территории МО «Осташковский городской округ», а также интересу органа, осуществляющего публичные полномочия в данной сфере. Право прокурора на обращение в суд с иском о признании недействительным постановление главы Администрации МО «Сиговское сельское поселение» о предоставлении в аренду земельного участка, о признании сделки недействительной не существует само по себе, а обусловлено наличием публично-правового интереса, который подлежит восстановлению по итогам рассмотрения иска прокурора.

Из искового заявления прокурора, его пояснений в судебном заседании следует, что данные требования предъявлены в интересах неопределенного круга лиц и публично-правового образования – муниципального образования «Осташковский городской округ».

В основание иска положен факт нарушения Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» процедуры предоставления земельного участка, установленной ст.39.18 Земельного кодекса РФ, направленной на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка (муниципального образования «Осташковский городской округ) и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Стороной оспариваемой в рамках настоящего процесса сделки является Администрация МО «Сиговское сельское поселение», правопреемником которой является Администрация Осташковского городского округа.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Осташковского межрайонного прокурора полномочий для подачи рассматриваемого иска.

В соответствии со ст.25 Устава Осташковского городского округа структуру органов местного самоуправления Осташковского городского округа составляют Осташковская городская Дума, Глава Осташковского городского округа, Администрация Осташковского городского округа, Контрольно-счетная комиссия Осташковского городского округа.

Осташковская городская Дума является представительным органом муниципального образования. К компетенции Осташковской городской Думы относится, в том числе, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; рассмотрение на заседаниях Осташковской городской Думы отчетов Администрации, муниципальных учреждений о выполнении решений Осташковской городской Думы по вопросам использования муниципальной собственности, земельных ресурсов, землеустройству.

При таких обстоятельствах Осташковская городская Дума, входящая в структуру органов местного самоуправления Осташковского городского округа и обладающая указанными полномочиями, является надлежащим материальным истцом.

В соответствии со ст.38 Гражданского процессуального кодекса РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Состав лиц, участвующих в деле указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса РФ. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются его стороны.

Таким образом, поскольку Тузова М.Н. и Тузова С.М. являются сторонами оспариваемого договора аренды находящихся в государственной собственности земельного участка, заключенного 11 октября 2017 г. на основании постановления Администрации МО «Сиговское сельское поселение» №135 и договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды от 21 ноября 2017 г., они являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчиков Тузова М.Н. и Тузова С.М., поскольку орган местного самоуправления на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ является истцом по делу.

Иск прокурора подан, в том числе и в интересах неопределенного круга лиц, таким образом, в интересах физических лиц. В силу ст.333.19 НК РФ при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает пошлину в размере 300 рублей.

Таким образом, с Тузова С.М. и Тузова М.Н. в доход бюджета МО «Осташковский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого.

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области 15 августа 2019 года обеспечительные меры следует отменить после исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление главы МО "Сиговское сельское поселение" №135 от 11 октября 2017 г. «О предоставлении в аренду земельного участка Тузова М.Н. по адресу: <адрес>

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 1385 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 11 октября 2017 года между Администрацией МО «Сиговское сельское поселение» и Тузовым М.Н..

Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор от 21.11.2017 г переуступки прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2017 г. кадастровый номер площадью 1385 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Тузовым М.Н. и Тузовым С.М.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки:

обязать Тузова С.М. возвратить земельный участок площадью 1385 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного прокурора отказать.

Взыскать с Тузова М.Н. государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский городской округ» в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с Тузова С.М. государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский городской округ» в размере 300 (триста) рублей.

Принятые определением Осташковского городского суда Тверской области 15 августа 2019 года обеспечительные меры в виде запрета Тузова С.М. совершать действия по строительству, осуществлению общестроительных работ на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1385 кв.м. и запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области совершать государственную регистрацию права, перехода прав в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1385 кв.м., а также регистрацию права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, отменить после исполнения решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 18 октября 2019 года.

Судья                                                                                               Н.В. Ракитский

2-13/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор
Осташковская городская Дума
Ответчики
Тузов Михаил Николаевич
Администрация осташковского городского округа
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа
Тузов Сергей Михайлович
Другие
Громов Роман Михайлович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Суд
Осташковский межрайонный суд Тверской области
Судья
Ракитский Николай Витальевич
01.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.10.2019[И] Передача материалов судье
01.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019[И] Судебное заседание
11.10.2019[И] Судебное заседание
18.10.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020[И] Дело оформлено
25.02.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее