Судья Панфилова А.А. Дело № 33-2917/2017
Учет № 064г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2017 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Чернышева А.В. – Биктагировой Т.А. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28 ноября 2016 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Чернышева А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании незаконным решения № 11 от 11.04.2005 об отказе в назначении пенсии по старости, о включении в специальный стаж Чернышева А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в органах МВД Нижневартовского ГОВД с 10.07.1972 по 03.11.1982 и о перерасчете страховой пенсии по старости с 11.01.2005.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Чернышева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Челбаева И.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Чернышев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении в стаж работы истца периода службы в органах Министерства внутренних дел (далее – МВД) Нижневартовского ГОВД и о перерасчете трудовой пенсии по старости с 11.01.2005.
В обоснование иска указано, что в период с 10.07.1972 по 03.11.1982 (10 лет 03 месяца 23 дня) истец проходил службу в органах МВД Нижневартовского ГОВД. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 Ханты - Мансийский национальный округ (гор. Нижневартовск) относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
После окончания службы в органах внутренних дел с 31.12.1982 по 31.12.1997 (11 лет 4 месяца 16 дней) истец работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Общий стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с учетом службы в органах МВД, составил 23 года 18 дней.
11.05.2005 истец обратился в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, однако 11.04.2005 истцом был получен отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В специальный стаж не включен период работы с 10.07.1972 по 03.11.1982, а именно период прохождения службы.
В настоящее время истцу назначена пенсия по старости по достижении 60 лет. Чернышев А.В. считает, что отказ в назначении досрочной пенсии истцу по старости неправомерен, в связи с чем обратился в суд.
Просил включить в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период службы в органах внутренних дел с 10.07.1972 по 03.11.1982 и о перерасчете трудовой пенсии по старости с 11.01.2005.
В судебном заседании представитель истца Биктагирова Т.А. иск поддержала.
Представитель ответчика Моисеев А.В. исковые требования не признал, пояснив, что период службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, не включается.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, ссылается на нарушение норм материального права. При этом указывает, что календарный стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учетом периода прохождения службы в органах МВД Нижневартовского ГОВД с 10.07.1972 по 03.11.1982 составил 23 года 18 дней, следовательно, он вправе рассчитывать на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент первоначального обращения истца за назначением досрочной пенсии в 2005 году, было установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 1 статьи 32 действующего Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела видно, что Чернышев А.В. 10.07.1972 был принят на службу в органах МВД в Нижневартовский ГОВД, где проработал до 03.11.1982.
11.05.2005 истец обратился в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Управления № 11 от 11.04.2005 истцу отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа 20 лет. В указанный стаж не включен период службы в органах МВД Нижневартовского ГОВД в период с 10.07.1972 по 03.11.1982.
22.05.2007 истцу была назначена пенсия по старости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что вышеназванный спорный период службы в органах внутренних дел не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 указанного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа на момент обращения истца в пенсионный орган был урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555, утратившего силу с 01.01.2015.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (стаж в районах Крайнего Севера и т.п.).
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 503-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сорокина А.П. на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 части 1 статьи 12, частью 4 статьи 13 и пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суммирование периода службы в органах внутренних с периодами работы на Крайнем Севере и приравненных местностях не предусмотрено также и пунктами 2 и 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 и подлежащих применению в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца в районах Крайнего Севера периодов его службы в органах МВД Нижневартовского ГОВД в период с 10.07.1972 по 03.11.1982 ввиду того, что по ранее действовавшему и действующему сейчас пенсионному законодательству время службы в органах внутренних дел засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, законным и обоснованным.
По существу доводы жалобы истца основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 28 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чернышева А.В. – Биктагировой Т.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи