Дело № 2-1852/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.***. 2016 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Сырорыбовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой В.С. к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Матвеева В.С. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указано, что Матвеева В.С., *** года рождения, отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители С.И. и Л.С. были лишены родительских прав. На основании распоряжения Администрации Опочецкого района Псковской области от **.***.2005 № ** в отношении истца была установлена опека, опекуном назначена бабушка Ж.Л.
Согласно распоряжению Администрации Опочецкого района от **.***.2009 № ** за Ж.Л., Матвеевой (до брака Лукиной) С.В., братом истца С.А., сестрой С.О. по договору социального найма было закреплено жилое помещение № ** в коммунальной квартире № ** дома № ** по ул. Л. в г. О. Псковской области, площадью 42,5 кв.м. В настоящее время в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают 7 человек, в том числе мать истца, бабушка, брат и сестра с детьми.
В связи с этим, также учитывая, что это помещение является неблагоустроенным, Матвеева В.С. в октябре 2015 года обратилась в Территориальный отдел Опочецкого района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением об обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленным выпиской из протокола № ** от **.***.2015 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями истцу было отказано по причине отсутствия права на обеспечения жилым помещением, а именно в связи с тем, что она обеспечена площадью жилого помещения свыше установленных норм.
Матвеева В.С. полагает, что жилищной комиссией не приняты во внимание характеристики занимаемого жилого помещения, а также то обстоятельство, что по тому же адресу проживает и лишенная в отношении истца родительских прав С.И.
Поскольку иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, или занимаемого по договору социального найма Матвеева В.С. не имеет, то она просит признать за нею право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке и включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец Матвеева В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом. Представитель истца Круус В.Л. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил также, что в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы девять человек, в связи с чем, Матвеева В.С. не обеспечена жилым помещением по установленным нормам.
Представители ответчиков Администрации Псковской области Белкин И.Н. и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Булгакова Н.В. с иском не согласились по тому основанию, что Матвеева В.С., согласно представленным в комиссию документам, обеспечена площадью жилого помещения свыше нормы, установленной в г. О., невозможность проживания в жилом помещении № ** в коммунальной квартире № ** дома № ** по ул. Л. в г. О. Псковской области в установленном порядке не подтверждена.
Представитель третьего лица Администрации Опочецкого района Константинов Н.А. разрешение спора оставил на усмотрение суда, однако поддержал доводы, изложенные представителями ответчиков Администрации Псковской области Белкиным И.Н. и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Булгаковой Н.В.
Представители третьих лиц Территориального отдела Опочецкого района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались судом надлежащим образом. Территориальным отделом Опочецкого района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя и оставлении разрешения спора на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца Круус В.Л., представителей ответчиков Администрации Псковской области Белкина И.Н. и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Булгакову Н.В., представителя третьего лица Администрации Опочецкого района Константинова Н.А., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Конституцией Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При разрешении спора суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 4 указанного Закона Псковской области право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Матвеева (до брака Лукина) В.С. была отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что решением О. районного суда Псковской области от **.***.2005 её мать С.И. лишена родительских прав, отец Л.С. лишен родительских прав на основании заочного решения О. районного суда Псковской области от **.***.2006 (л.д. 13, 14). Опекуном над Матвеевой (до брака Лукиной) В.С., её братом С.А., сестрой С.О. была назначена бабушка Ж.Л. (л.д. 15).
Согласно распоряжению Администрации Опочецкого района от **.***.2009 № ** за Ж.Л., Матвеевой (до брака Лукиной) С.В., братом истца С.А., сестрой С.О. по договору социального найма было закреплено жилое помещение № ** в коммунальной квартире № ** дома № ** по ул. Л. в г. О. Псковской области, площадью 42,5 кв.м.
В отношении указанного жилого помещения с Ж.Л. заключен договор социального найма № ** от **.***. 2009 г. в редакции дополнительного соглашения к нему от **.***. 2014 года (л.д. 21, 26).
Иных жилых помещений в собственности или по договору социального найма Матвеева (до брака Лукина) В.С. не имеет, что подтверждается материалами дела и сторонами в ходе разбирательства по делу не оспаривалось.
В связи с этим Матвеева (до брака Лукина) В.С. до достижения возраста 23 лет 19.10.2015 обратилась в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, а 10.11.2015 в Территориальный отдел Опочецкого района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением об обеспечении жилым помещением и внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Как следует из выписки из протокола № ** заседания комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от **.***. 2015 года (л.д. 17-18) и уведомления от **.***.2015 № ** (.д. 16) во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истцу было отказано в связи с отсутствуем права на обеспечение жильем, а именно в связи с тем, что Матвеева (до брака Лукина В.С.) имеет право на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, на каждого проживающего в указанном помещении человека приходится площадь 7,08 кв.м, что более учетной нормы жилого помещения, установленной решением Собрания депутатов Опочецкого района от 08.04.2005 г., составляющей 7 кв.м.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Оценивая доводы сторон, суд учитывает положения пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные нормы закреплены Положением, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 24.05.2013 N 217 и в ст. 6 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, производится территориальными подразделениями органа опеки и попечительства в порядке, установленном актом Администрации области.
Доводы стороны истца о том, что в спорном жилом помещении проживает также мать истца, лишенная родительских прав в отношении Матвеевой (до брака Лукиной) В.С., не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, сведений о том, что Матвеева В.С. предпринимала меры к такому обмену также не имеется.
В то же время суд учитывает, что с 13.05.2016 в жилом помещении № ** в квартире № ** дома № ** по ул. Л. в г. О., площадью 42,5 кв.м, состоящем из трех комнат, зарегистрированы и проживают девять человек, в том числе истец, бабушка Матвеевой В.С. Ж.Л., брат С.А., лишенная родительских прав в отношении своих детей С.И., сестра С.О. и двое её несовершеннолетних детей С.А.А., *** г.р., С.Д., *** г.р., супруг истца М.Д., а также сын М.И., *** г.р.
Оснований полагать, что вселение супруга и сына истца в указанное помещение продиктовано стремлением искусственно создать условия, позволяющие претендовать на обеспечение жилым помещением, не имеется, так как М.Д., а также сын М.И., *** г.р., жилья в собственности или по договору социального найма также не имеют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом указанных проживающих в спорном жилом помещении граждан общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, даже с учетом вспомогательных помещений в спорной коммунальной квартире составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г. О. Псковской области.
Кроме того, по мнению суда, проживание шести взрослых и трех несовершеннолетних разнополых лиц в указанном помещении не представляется возможным.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суд также принимает во внимание, что Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40).
Поэтому, учитывая установленные в ходе разбирательства по делу обстоятельства, суд полагает, что имеются законные основания для признания за Матвеевой В.С. права на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации и включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Матвеевой В.С. к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.
Признать за Матвеевой В.С. право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Включить Матвееву В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.***. 2016 года.
Судья С.М. Тесёлкина