Дело № 2а-2223/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к мэрии г. Кызыла об оспаривании постановления в части, с участием представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика ФИО6,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с иском об оспаривании постановления в части. В обоснование административного иска указано, что является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по оказанию услуг, общественного питания в пивных барах, расположенных по адресу: <адрес> (бар «ФИО11») и <адрес>-а (бар «ФИО12»). ДД.ММ.ГГГГ Мэрией г. Кызыла было издано Постановление № 51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». В результате нечеткого и двусмысленного формулирования Мэрией г. Кызыла оспариваемых норм истец не может определить пределы правомерного поведения при осуществлении предпринимательской деятельности по реализации алкогольной продукции в своих пивных барах. Противоречие схем, приведенных в Приложении № 2 Постановления, подпункту «а» пункта 2 и подпункту «б» пункта 6 Постановления, вводит правоприменителей в заблуждение относительно содержания Постановления, делает невозможным однозначное уяснение ими пределов правомерного поведения в результате неоднозначного указания в данных нормах Постановления границ территорий, прилегающих к объектам образовательной деятельности. Приложения № 2 к Постановлению, а также подпункт «а» пункта 2 и подпункт «б» пункта 6 Постановления не соответствуют части 1 статьи 1, статье 2, статье 7, части 4 статьи 15, частям 1 и 3 статьи 17, статье 18, части 2 статьи 54 и пункту «в» статьи 71 Конституции РФ. Постановление не соответствует принципу соблюдения баланса интересов лиц, права которых он затрагивает. Определение границ прилегающей территории на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, по своей юридической природе является ограничением вышеуказанных конституционных прав граждан, осуществляющих такую предпринимательскую деятельность, осуществляемое на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Просит признать подпункт «а» пункта 2, подпункт «б» пункта 6, пункт 10 Постановления Мэра г. Кызыла № 51 от 1 февраля 2019 года «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», а также Приложение № 2 к данному Постановлению в части схем границ прилегающих территорий к МОУ СОШ Школа № 14, МБДОУ Детский сад № 6, МБДОУ Детский сад № 29, Кызылскому транспортному техникуму, ГБПОУ РТ Тувинский строительный техникум и стадиону Кызылского транспортного техникума недействующими с момента принятия Постановления.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования, указав в нем, что 17 мая 2019 г. мэрией г. Кызыла было издано Постановление № 283 «О внесении изменений в постановление мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года» которое было официально опубликовано (обнародовано) 17 мая 2019 г. на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». В результате внесения в Постановление мэрия фактически самостоятельно устранила противоречие схем границ прилегающих территорий вышеуказанных образовательных учреждений пункту 2 Постановления, которое влекло правовую неопределенность в период с 1 февраля 2019 года по 17 мая 2019 года.
Просит признать подпункт «а» абзаца второго пункта 2 и пункт 10 Постановления Мэра г. Кызыла № 51 от 1 февраля 2019 года «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в редакции Постановления Мэрии г. Кызыла № 283 от 17 мая 2019 года «О внесении изменений в постановление мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года») недействующими с момента принятия данного Постановления.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО7 иск поддержал по изложенным основаниям, пояснив, что постановление принято неуполномоченным органом, нарушает права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО6 просил в удовлетворении административного иска отказать, имеется письменное возражение, в котором указано, что мэрией г. Кызыла 17.05.2019 г. постановлением № 283 внесены изменения в постановление № 51, которое оспаривается по данному делу. При внесении изменений была изложена в новой редакции п. 2 постановления, Перечень объектов и Схемы границ прилегающих территорий. В п. 10 изменения не вносились. Указанные постановления опубликованы на официальном сайте органов местного самоуправления, которое является средством массовой информации.
Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановление мэрии г. Кызыла № 51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва» принято 01.02.2019 г. и опубликован первоначальный текст документа в издании официальный интернет-сайт мэрии города Кызыла http://mkyzyl.ru, 01.02.2019.
17 мая 2019 года Постановлением мэрии г. Кызыла № 283 внесены изменения в постановление мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 г. № 51.
В новой редакции подпункт «а» абзаца 2 пункта 2 устанавливает минимальные значения расстояния на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции: при оказании услуг общественного питания (за исключением ресторанов), прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, при наличии обособленной территории - 500 метров, при отсутствии обособленной территории - 600 метров.
Пунктом 10 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ от 22.11.1995).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п. 1 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995).
В подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 предусмотрен запрет розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.12 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила N 1425).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
В силу пункта 4 Правил N 1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1425 от 27.12.2012 г. способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Таким образом, вышеуказанные положения прямо предусматривает право органа местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции, и не ограничивает его в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий, вопреки доводам жалобы административного истца.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя предоставленные им полномочия в данной области, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.
Судом установлено, что ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, им заключены трудовые договоры с работниками ФИО8, ФИО13., ФИО9
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 основным видом деятельности указанного предпринимателя является подача напитков, среди дополнительных видов деятельности торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах; торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах; торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО14. и ФИО3 заключен договор аренды нежилого помещения, согласно пунктам 1.1 - 1.2 договора, его предметом является предоставление во временное пользование арендатору объекта - нежилого помещения общей площадью 50 кв. м, в том числе торговая площадь 18 кв.м., под бар-магазин «ФИО15», по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Тывасвязьинформ» и ИП ФИО3 заключен договор аренды нежилого помещения, согласно пунктам 1.1-1.2 договора, его предметом является предоставление в аренду для использования под магазин нежилое помещение площадью 52,7 кв.м., находящееся на 1 этаже здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Суд также учитывает, что мэрией города Кызыла до принятия нормативного правового акта, выносились указанные положения Постановления на публичные слушания, в которых могли принимать участие, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Кроме того, 04 марта 2019 года после принятия Постановления 01 февраля 2019 года, Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в адрес мэрии г. Кызыла направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В материалах дела имеется письменный ответ руководителя УФАС по РТ ФИО10, что внесенные постановлением Мэрии г. Кызыла от 17.05.2016 г. № 283 изменения в постановление Мэрии г. Кызыла от 01.02.2019 г. № 51 подтверждают исполнения предупреждения Тывинского УФАС России от 04.03.2019 г. №№.
Согласно заключению уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в РТ ФИО16 на проект Постановления мэрии г. Кызыла от 01 февраля 2019 г. № 51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл республика Тыва» имеет положения, способствующие возникновению необоснованного запрета и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Мэрии г. Кызыла рекомендовано доработать проект постановления.
Из возражения мэрии г. Кызыла от 18.01.2019 г. с исх. № 02-05/15 на вышеуказанное заключение следует, что мэрия г. Кызыла отклоняет заключение уполномоченного по защите прав предпринимателей, указывается, что вывод уполномоченного о том, что расстояния, установленные п. 2 проекта постановления являются минимальными, ошибочен в виде того, что это минимальное расстояние для пунктов «общепита». В проекте постановления мэрии г. Кызыла максимальные расстояния не установлены. Максимальные расстояния будут по умолчанию, в соответствии с п. 6 Правил, не превышать 30 % от минимальных значений, установленных п.п.1 и 2 проекта постановления.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1425 максимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Во исполнение Федерального закона N 171-ФЗ, а также в соответствии с полномочиями и в форме, которые предусмотрены Уставом, орган местного самоуправления принял Постановление, которым определены границы прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Примененный дифференцированный подход при определении границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, ресторанах, не противоречит Правилам N 1425.
Из ответа на запрос суда Министерства юстиции Республики Тыва следует, что Постановления мэрии г. Кызыла от 01 февраля 2019 г. № 51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл республика Тыва» и от 17 мая 2019 г. № 283 «О внесении изменений в постановление Мэрии г. Кызыла от 01.02.2019 г. № 51» для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва не представлялись.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Уставом муниципального образования "Город Кызыл Республики Тыва", предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что включение нормативных правовых актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выполняет учетную функцию, не является государственной регистрацией и условием их вступления в силу. Следовательно, несоблюдение требований о включении акта в указанный регистр не может служить основанием для признания акта недействующим, нельзя признать, что были допущены существенные нарушения процедуры принятия Постановления.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что оспариваемое в части постановление и приложения к нему были размещены в соответствии с приведенной нормой Устава.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Мэрией г.Кызыла соблюден порядок принятия указанного постановления: нормативный акт издан в установленном законом порядке, в надлежащей форме, управомоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением правил введения нормативных актов в действие, что подтверждено материалами дела.
Таким образом, поскольку оспариваемые постановления мэрии города не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, приняты надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан городского округа, во исполнение предписаний Федерального закона о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО3 к мэрии г. Кызыла об оспаривании постановления Мэрии г. Кызыла от 01 февраля 2019 г. № 51 (в редакции от 17.05.2019 №283) в части подпнукта «а» абзаца 2 пункта 2 и пункта 10 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2019 года.
Судья Р.С.Монгуш